Как менялся размер домашнего скота со времен Древнего Рима

Оказывается, по размеру животных можно судить об экономике и условиях хозяйствования. Довольно крупные коровы и овцы жили в Римскую эпоху, а сейчас размер особей максимальный.

Зооархеолог Идойа Грау-Сологестоа (Idoia Grau-Sologestoa) из департамента географии, древней истории и археологии Университета страны Басков (Испания) проанализировала 2500 остатков домашних животных из 41 археологической площадки по всему Пиренейскому полуострову и выяснила, как менялся размер особей. Исследовательница опубликовала результаты в The Journal of Archaeological Science, сообщает археологический блог PastHorizons.

Идойа Грау-Сологестоа проанализировала метрические данные остатков домашних животных — коров, овец и свиней, найденных археологами в разных частях Пиренейского полуострова. Исследовательница показала, как размеры домашних животных изменялись со временем и как это связано с ландшафтом и способом хозяйствования. Если животные становятся крупнее, это обычно связывают с улучшением среды обитания, например, с новым типом питания, или с улучшением генофонда (например, импортом крупных животных). Крупные домашние животные дают экономические преимущества: от них больше мяса и тягловой силы. Кроме того, крупные особи быстрее растут, что тоже увеличивает продуктивность экономики.

В Римскую эпоху размер домашних животных не претерпел сильных изменений. Исследовательница полагает, что животноводческие навыки не были утрачены сразу после падения Римской империи, и стада улучшенного римлянами скота держались еще несколько поколений.

Между VIII и XIX веками нашей эры размер домашнего скота упал до минимума за исследуемый период. Сокращение размеров особей она относит на счет распространения повсеместно в Европе полусвободной кормодобычи. Начиная с поздних Средних веков, размер домашних животных, особенно овец, постепенно увеличивался. Скорее всего, это связано с ростом производства овечьей шерсти и овечьего молока.

Самые крупные домашние животные обитают в современную эпоху: их размеры максимальны. Но причины этого явления пока не понятны. На новом этапе исследования Идойа Грау намерена выяснить, почему домашний скот начинает укрупняться по окончании Средних веков.

зооархеология полусвободная кормодобыча размер домашнего скота