Ученые изучили ДНК останков человека, обнаруженных в 1962 году в Германии, - пишет sciencedaily.com со ссылкой на Science Advances.

В 1962 году в Нидерштотцингене (Баден-Вюртемберг, Германия) был обнаружен алеманский могильник с человеческими останками. Ученые из Исследовательского центра Eurac в Бозен-Больцано (Италия) и Института изучения истории человечества Макса Планка в Йене (Германия) теперь проанализировали ДНК останков.

Исследователи смогли определить не только пол и степень родства этих людей, но и их родовое происхождение, что дает новое представление о социальных структурах в раннем Средневековье. Результаты показывают, что генетические исследования могут дополнять наблюдения, сделанные археологами и антропологами посредством более традиционных методов.

Археологи восстановили тринадцать человеческих скелетов, останки трех лошадей и некоторые превосходно сохранившиеся могильные предметы разного происхождения. Это алеманское захоронение, которое было обнаружено вблизи римской дороги недалеко от Ульма, считается одним из самых значительных в Германии. Участок включает и индивидуальные могилы, и могилы, в которых захоронено несколько людей, причем было выдвинуто предположение, что не всегда эти люди были похоронены одновременно.

Используя анализ ДНК, исследователи смогли восстановить материнские и отцовские линии родства. На основе образцов зубов ученые могли убедиться, что пять человек были родственниками первой или второй степени. Кроме того, были представлены различные образцы генетического происхождения, указывающие на средиземноморские и северно-европейские корни. «Эти результаты подтверждают существование удивительных межрегиональных контактов. Тот факт, что они были похоронены вместе, также указывает на связь между семьями и их окружением, которые вышли за рамки смерти», - объясняет Найл О'Салливан, получивший докторскую степень в Eurac Research.

В этом контексте очень интересны тяжелые предметы франкского, ломбардного и византийского происхождения, которыми были украшены многочисленные могилы. Их разнообразное происхождение в сочетании с новыми генетическими данными указывает на культурную открытость и демонстрирует, насколько члены одной семьи были восприимчивы к разным культурам.

В дополнение к анализу родства исследователи также определили пол людей, используя молекулярное тестирование. У одного из скелетов было очень стройное телосложение и сложно было четко классифицировать, мужчина это или женщина. «Антропологи определяют пол скелетных останков, ориентируясь на конкретные физические половые признаки, но если кости некоторых областей тела отсутствуют, то это значительно затрудняет определение пола. ДНК-анализы открывают новые пути в этом отношении - и в этом в конкретном случае мы смогли молекулярно идентифицировать молодого человека как мужчину и, таким образом, исключить возможность того, что мы имеем дело с женщиной-воином раннего Средневековья», - объясняет Фрэнк Майкснер - микробиолог из Института мумий и ледяного человека в Eurac Research.

Значительные успехи, достигнутые в области молекулярной генетики за последние годы, позволяют расширить возможности археологии. «Исследование на месте захоронения в Нидерштотцингене – хрестоматийный пример того, как мы можем поддержать археологов и антропологов новыми методами, чтобы глубже постичь некоторые вопросы, оставшиеся без ответа в региональном контексте», - заключает Майкснер.

[Фото: sciencedaily.com]