На протяжении большой части истории Земли во время дождя ил и грязь просто вымывались в море. Геологи давно подозревали, что эволюция растений поспособствовала изменению ситуации. И вот теперь подтверждающее эту гипотезу исследование было опубликовано в журнале Science.

Первый в своем роде анализ более 700 известных скалистых формирований, образованных действием воды на сушу, предоставляет надежные свидетельства того, что растения могут сдерживать движение грязевых потоков. Было обнаружено, что в осадочных породах возрастом от 2.5 до 4 миллиардов лет пропорция грязи, ила и глины в среднем не превышали 1%. Однако около 460 миллионов лет назад, приблизительно в то же время, когда наземные растения стали массово распространяться по планете, доля мелкозернистых отложений начала расти. В формированиях, образованных за последние 60 миллионов лет, эта пропорция составила 26.2%, достигая в некоторых местах 90%.

Ученые полагают, что резкое — и недавнее в геологическом понимании — увеличение доли мелкозернистых отложений не связано ни с происходившими в древности эпизодами горообразования, ни с разломом и повторным формированием суперконтинентов, ни с резкими изменениями климата на планете. По их мнению, наиболее вероятной причиной распространения глинистых пород было появление растений с глубокими корнями, которые химически и физически разрушают горную породу и сдерживают большое количество материала, не допуская его вымывания, а также замедляют потоки воды и ветра вокруг, препятствуя распространению осадка.

Исследователи отмечают, что воздействие этих процессов на химический состав океана пока что не изучено: с одной стороны из-за растений доля мелкозернистых материалов в морях перестала расти, с другой — корни растений способны разрушать горные породы, и это воздействие могло увеличить общее количество грязи, ила и глины в океане. Изучение взаимосвязи биосферы и геологических процессов уточняет и дополняет научное представление о том, как формировалась наша планета и ее экосистемы.

[Иллюстрация: nattha99 / shutterstock.com]