Раку крови (лейкемии) минимум семь тысяч лет

Древнейший случай заболевания лейкемией обнаружили ученые из Германии, изучив скелет женщины из погребения эпохи неолита.

Ученые из Германии, изучив скелет женщины, жившей семь тысячелетий назад, в эпоху неолита, обнаружили у нее следы заболевания рака крови, так обычно называют лейкемию. Это древнейшее на сегодняшний день свидетельство рака крови, говорится в пресс-релизе Университета Тюбингена.

Ученые под руководством палеоантрополога Хайке Шерф (Heike Scherf) из Зенкенбергского центра эволюции человека и палеоэкологии при Университете Тюбингена обратили внимание на женский скелет под названием «индивид G61», обнаруженный в неолитическом погребении в Штутгарт-Мюльхаузен на юге Германии. Возраст человека на момент смерти составлял 30-40 лет. Ученые изучили несколько костей скелета с помощью компьютерной томографии высокого разрешения и нашли необычные рыхлые ткани внутри костей, так называемую губчатую кость, в верхней части правой плечевой кости и грудины. Это указывает на лейкемию, считают авторы исследования.

У взрослых людей концы плечевых костей и грудины, также как позвоночник, ребра, череп, таз и концы бедренной кости содержат кроветворные стволовые клетки. Именно в этих местах проявляется рак крови.

Ученые сравнили плечевую кость изучаемого скелета с плечевыми костями 11 скелетов из того же погребения, найденных в 1982-1993 годах. Ни один из них не содержал значительных признаков подобного заболевания. Другие болезни, которые вызывают сходные проявления в скелете, ученые исключили. Остеопороз еще не возникает в таком возрасте. Гиперпаратиреоз проявляется в костях черепа и пальцев, но его признаков там нет.

Хотя ученые уверены, что обнаружили древнейшее свидетельство лейкемии, они не могут утверждать, что именно эта болезнь стала причиной смерти.

Портал Научная Россия не раз рассказывал о работах Университета Тюбингена, например, о расшифровке генома египетских мумий.

археологические находки лейкемия неолит рак крови