Учёные надеются расшифровать геном египетских мумий

Новые технологии секвенирования позволили обнаружить молекулы ДНК, сохранившиеся в жарком климате

Расшифровка генома древних египтян, возможно, скоро станет научной рутиной. Так, во всяком случае, думают специалисты из германского университета Тюбингена, впервые применившие новые технологии анализа ДНК для исследования человеческих останков, найденных в жарком климате.

Новые способы секвенирования основаны не на «увеличении» отдельных фрагментов генетической последовательности, а на прочтении целой серии кусочков ДНК со всего образца. С 2010 года они применяются для генетических исследований древних людей, чьи останки были найдены в холодных районах: это и предок эскимосов, волосы которого нашли в местности Саккак в Гренландии ещё в середине 80-х, и знаменитый «Денисовский человек», и «Ледяной человек Этци» из Альп.

Немецкие учёные под руководством Карстена Пуша (Carsten Pusch) также примерно в течение трёх лет пытаются использовать эту технологию при изучении египетских мумий. Хотя ДНК до сих пор считается неустойчивой к жаркому климату, Пуш и его коллеги полагают, что бальзамирование предохраняет её от разложения.

В ходе недавних исследований пяти мумифицированных голов, отнесённых к сравнительно позднему периоду истории Египта (между 9 веком до н.э. и 2 веком н.э.), они обнаружили гаплогруппу, которая может указывать на азиатское происхождение покойных. Кроме того, по словам исследователей, в биоматериале присутствовали следы болезнетворных микробов, вызывающих малярию и токсоплазмоз, а также растений, сырьё из которых использовалось при приготовлении бальзама – это ель, сосна, клещевина, миндаль, лён, олива и лотос.

Как и сами германские генетики, их коллега Том Гилберт (Tom Gilbert) из Копенгагена, участвовавший в изучении человека из Саккака, уверен, что после этой первой демонстрации возможностей за расшифровкой полного генома дело не станет.

«Сейчас учёные ограничены лишь размером образца. От денисовского человека у них была лишь фаланга пальца, а тут – целая мумия!» – говорит он.

генетика древний египет палеоантропология расшифровка генома