Разочаровывающая новость для любителей фантастики: путешествия через в отдалённые уголки Вселенной через «кротовые норы», скорее всего, невозможны. Во всяком случае, такого мнения придерживается астрофизик Кип Торн из Калифорнийского Технологического Института в Пасадине. Его слова цитирует сайт Space.com.

«Кротовые норы» (или «червоточины», по-английски wormholes) — туннели через ткань Вселенной, т.е. через время и пространство, существование которых теоретически возможно согласно общей теории относительности Эйнштейна. В только что вышедшем на экраны фантастическом блокбастере «Интерстеллар» человечество путешествует в другую галактику как раз через такую «кротовую нору».

Торн, один из ведущих в мире специалистов по общей теории относительности, чёрным дырам и «кротовым норам», как раз выступал научным консультантом (а также исполнительным продюсером) «Интерстеллара». Увы, его вердикт однозначен: показанное в фильме путешествие едва ли возможно.

«У нас пока нет строгих доказательств, так что утверждать наверняка нельзя, — говорит американский учёный. — Но есть очень серьёзные основания полагать, что "кротовые норы", через которые могли бы перемещаться люди, запрещены законами физики. Это печально и крайне неудачно, но очень похоже на правду».

По словам Торна, стенки такой «кротовой норы», даже если она возникнет где-то в космосе, немедленно схлопнутся, так что «протащить» через неё что-либо мы попросту не успеем.

Удержать «кротовую нору» в стабильном состоянии теоретически может только отрицательная энергия, которую физикам пока что удалось получить только в лабораторных условиях и в небольших количествах, используя квантовые эффекты. Происходит это так: один участок пространства забирает у другого участка пространства порцию энергии, которой у этого второго участка нет, создавая в том энергетический дефицит.

«Таким образом это работает в физике, — говорит Торн, — но у нас есть большая, хотя и не 100%-ная уверенность в том, что получить достаточно отрицательной энергии, чтобы удержать стенки "кротовой норы" от схлопывания, нам никогда не удастся».

Напомним, что ранее в этом году физик из Кембриджа Лука Бутчер в своей статье описал особый режим существования «кротовых нор», который теоретически должен позволить отправлять через них если не людей и грузы, то, по крайней мере, информацию, причём в течение сравнительно длительного промежутка времени. Отметим, что в «Интерстелларе» такое тоже было.

Иллюстрация с постера к фильму «Интерстеллар»: космический корабль Endurance, летящий через червоточину.