Нефтяной кокс – твёрдый остаток вторичной переработки нефти и нефтепродуктов. Как отход нефтеперерабатывающих предприятий он по своим качественным характеристикам превосходит многие природные топливные ресурсы, но из-за низкого содержания летучих веществ и графитоподобной структуры плохо поддаётся горению. Специалисты приоритетного направления «Эконефть» Казанского федерального университета (КФУ) поставили перед собой задачу научиться максимально эффективно и экологически безопасно его перерабатывать. Результаты исследования опубликованы в журнале ACS Omega, - сообщает пресс-служба КФУ.

«Нефтяной кокс плохо поддается сжиганию, в том числе из-за его графитоподобной структуры. Сам графит горит от 700 °С. Температура воспламенения нефтяного кокса, в зависимости от его состава, может начинаться от 450 °С. Добиться такой температуры сложно и экономически невыгодно. Для снижения температуры его воспламенения необходимо применение катализаторов», – объяснил научный сотрудник НИЛ «Реологические и термохимические исследования» КФУ Эмиль Сайфуллин.

Другая проблема утилизации нефтяного кокса заключается в том, что помимо графитоподобной структуры, он содержит и различные металлы, которые могут непредсказуемо повлиять на процесс горения. Учёные КФУ для его горения предлагают применять технологию псевдоожиженного слоя. Она активно используется в промышленности зарубежных стран, но для российской энергетики по-прежнему является новинкой.

«В традиционном виде псевдоожиженный слой – это способ создания максимально подходящих условий для химической реакции, в данном случае для реакции горения. Технология заключается в том, чтобы заставить каждую отдельную частичку летать прямо в воздухе. Для примера, если мы возьмем мелкое сито и высыплем на него порошок угля, подадим воздух через сито снизу, то кусочки порошка взлетят и разделятся на тысячи частиц. Главная цель – организовать наибольший контакт воздуха с веществом, чтобы процесс горения проходил лучше», – пояснил Эмиль Сайфуллин.