Просмотр драм и трагедий полезен для здоровья

Грустные фильмы, даже те, что вызывают слезы, запускают процессы, связанные с эндорфинами — гормонами радости.

Ученые из Великобритании доказали, что совместный просмотр трагических фильмов способствует налаживанию социальных связей, даже если кино вызывает у нас слезы. Авторы работы опубликовали результаты в журнале Королевского общества Open Science, передает BBC.

С древних времен люди очарованы историями. Теперь нас восхищают романы и драмы. Но есть ли под этой связью эволюционная основа?

«Беллетристику активно изучает гуманитарное сообщество, так как это важный аспект человеческого общества. Все же причины, по которым романы столь увлекательны и зачем это нужно, не были исследованы психологами и поведенческими биологами. Истории помогают нам пройти к мудрости или передавать ценности сообщества, объединяя людей. Это важно, но не вполне объясняет, почему мы охотно возвращаемся снова и снова к романам», — сказал Робин Данбар (Robin Dunbar), профессор эволюционной психологии в Оксфордском университете и руководитель исследования.

Данбар с коллегами решил узнать, связан ли просмотр драматических фильмов с всплеском эндорфинов — химических веществ, которые действуют в мозге для смягчения боли. Ученые показали волонтерам фильм «Стюарт: прошлая жизнь» — драма о бездомном мужчине с тяжелым детством. Контрольная группа волонтеров смотрела фильм с нейтральным сюжетом.

Ученые измеряли изменения болевого порога до и после просмотра фильмов, оценивая всплеск эндорфинов с помощью теста «сидящего у стены». Это когда человек сидит спиной к стене на стуле и держит спину, как можно дольше. Те, кто испытывал самые сильные эмоции от просмотра, сильнее всего увеличили болевой порог, окрепло и их чувство связи с группой. Данбар полагает, что наше влечение к эмоциональным историям возникло в контексте сплоченности социальных групп, поскольку влияние эндорфина прослеживается также в комедиях, где поют и танцуют.

«Не то чтобы одно это вещество влияло на нашу любовь к драмам, здесь работают и другие аспекты человеческой психологии, но мы полагаем, что это важная причина наслаждения романами», — сказал он. В общем, уверена София Данкан (Sophie Duncan), участник исследования и специалист по Шекспиру из Оксфорда, просмотр трагических фильмов полезен для нашего здоровья.

Ранее ученые из Оксфордского университета под руководством Робина Данбара выяснили, почему люди считают шутку смешной.

беллетристика драмы просмотр телевизора социальные связи эндорфины