Специалисты МАИ разработали систему индикации, которая минимизирует риски ряда ошибок, связанных с попаданием в зону атмосферных возмущений. Прогнозный дисплей с системой визуализации полётной траектории на лобовом стекле самолёта изначально предназначался для решения задач, требующих высокой точности пилотирования, таких как посадка на палубу, облёт препятствий, дозаправка в воздухе.

Сейчас специалисты оценивают эффективность прибора для повышения безопасности полётов в условиях интенсивных и нестабильных вихревых воздействий. Например, целесообразность его использования при попадании самолёта в спутный след — вихревой поток, создаваемый другим летательным аппаратом.

Боковое воздействие вихря вызывает большую нагрузку на фюзеляж и крыло, что опасно с точки зрения повреждения конструкции. Но наиболее неблагоприятный вариант — попадание в спутный след при параллельном курсе. Это приводит к резкому крену самолёта то в одну, то в другую сторону, что при минимальном запасе высоты может обернуться входом в штопор. Чтобы избежать таких последствий, требуется быстрая адаптация экипажа к изменившимся условиям.

«Наша система индикации показывает отклонение от заданной траектории, которое ещё нельзя уловить без технических средств. Лётчик видит допустимый коридор и может своевременно корректировать курс самолёта. Дополнительное преимущество заключается в том, что при этом не нужно постоянно мониторить приборы, что серьёзно облегчает задачу в стрессовой ситуации», рассказала инженер лаборатории "Пилотажные стенды и система «самолёт-лётчик»" Татьяна Воронка.

Эксперименты показали, что при использовании прогнозного дисплея удаётся сохранить заданный уровень точности и безопасности пилотирования даже при попадании самолёта в сильный вихревой след на малом удалении от посадочной полосы.

«Отклонения при посадке без индикации были в несколько раз больше, чем при посадке с индикацией. Также мы опирались на установленное правило, по которому лётчик может совершить посадку, только если отклонение воздушного судна при заходе на неё находится в определённых пределах. Во время эксперимента большая часть посадок без индикации требовала захода на второй круг, а при посадках с индикацией количество таких заходов сокращалось», - отметила Татьяна Воронка.

На следующем этапе исследователи намерены проверить возможности системы на сверхзвуковом пассажирском самолёте.