Профессор химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель мегагрант-лаборатории по изучению f-элементов Кристина Квашнина стала главным редактором лидирующего журнала в области синхротронного излучения – Journal of Synchrotron Radiation (JSR).

Журнал Синхротронного Излучения (JSR) издается с 1994 года Международным союзом кристаллографии (IUCr - International Union of Crystallography). Журнал – лидер в области синхротронного излучения (входит в Q1 Journal Citation Ranking). Ученые публикуют исследования, связанные не только с синхротроном, но и с таким MegaScience-оборудованием, как лазеры на свободных электронах. Публикации покрывают области приборостроения, теории, вычислений и использования синхротронного излучения в разных научных дисциплинах, таких как физика, химия, биология, материаловедение и многие другие.

«Мы гордимся сотрудниками химического факультета, которые работают в редакционных коллегиях международных научных журналов, – отметил декан химического факультета МГУ член-корреспондент РАН Степан Калмыков. – Работа в журналах позволяет им быть в центре современных научных информационных потоков и лучше понимать механизмы написания и продвижения статей. Ведь именно статьи в международных журналах лучше всего отражают результат деятельности ученых, занимающихся фундаментальными, поисковыми и прикладными исследованиями».

«Исследования синхротронного излучения стремительно расширяются, и во всем мире создается множество новых источников излучения, – подчеркнула профессор Квашнина. – В России строительство синхротронов четвертого поколения также стало одной из приоритетных задач научно-технологического развития страны (Указ Президента РФ от 25 июля 2019 года №356). Синхротронное излучение играет ведущую роль как в фундаментальной науке, так и в новых технологиях. И мы с командой JSR приложим все усилия, чтобы сохранить приоритетную позицию, которую журнал занимает на мировом уровне, улучшая его как для читателей, так и для авторов. В частности, мы надеемся серьезно сократить время, которое уходит на принятие и рецензирование публикаций. И тем самым привлечь к публикации своих результатов в JSR ещё больше ученых и инженеров (в том числе из России) в области синхротронного излучения».

«Одно из направлений, о котором хотелось бы упомянуть, это переход JSR в открытый доступ (Open Access Journal), который не требуют от читателя платы за прочтение содержания журнала. Это принципиальное решение, – отмечает главный редактор журнала. – Статьи должны находится в открытом доступе для всех ученых мира, но без ущерба и финансового давления на ученых – авторов статей и публикаций. Поэтому мы будем активно работать над гибкой системой финансирования публикаций в JSR».

«Для меня большая честь быть номинированной Международным союзом кристаллографии на должность главного редактора JSR, – отметила Кристина Квашнина. – Это новый опыт, новые задачи и цели, которые мне с командой JSR предстоит решать в ближайшем будущем. Два года я была соредактором этого журнала и занималась, в основном, рецензированием и отбором статей к публикации. Теперь количество обязанностей и ответственности заметно вырастет, и вся моя деятельность будет направления на развитие и улучшение журнала».

Кристина Квашнина – специалист в области теоретической и экспериментальной физики и основатель методики рентгеновской спектроскопии высокого разрешения на актинидах. Кристина окончила Физико-технический факультет (кафедра теоретической физики) Уральского государственного технического университета (ныне УрФУ) в 2000 году, получила степень кандидата физико-математических наук в Университете Уппсалы в Швеции в 2006, при этом работая на источнике синхротронного излучения в США. C 2006 года Кристина занимается научно-исследовательской работой на Европейском синхротроне (ESRF) в Гренобле, возглавляет собственную научную группу, финансируемую дрезденским Центром Россендорфа (Общество имени Гельмгольца). В 2017 году стала доктором физико-математических наук в Университете Гренобля во Франции. В 2019 году Кристина стала профессором кафедры радиохимии Химического факультета МГУ и возглавила Лабораторию химической физики f-элементов, финансируемую Министерством науки и образования РФ в рамках постановления №220 (Программа мегагрантов).

На фото: профессор МГУ, руководитель Лаборатории химической физики f-элементов (Химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова) д.ф.-м.н. Кристина Квашнина