Бабуины, у которых было тяжелое детство, смогли восстановить продолжительность жизни, завязав крепкие дружеские отношения во взрослом возрасте, сообщает Университет Дьюка (США). Результаты наблюдений 199 бабуинов на юге Кении опубликованы в журнале Science Advances.

На протяжении 36 лет – с 1983 по 2019 год – ученых наблюдали за дикими приматами, которые имеют более 90% общей ДНК. С 1971 года исследователи почти ежедневно следили за отдельными бабуинами возле национального парка «Амбосели» в Кении, и за тем, как они общались с сородичами. Также они отслеживали продолжительность жизнь испытуемых. Все это проводилось в рамках исследовательского проекта Amboseli Baboon Research Project.

Бабуины не растут в неполноценных или неблагополучных семьях как таковых, но и у них тоже может быть трудное детство. Например, каждая самка, как подсчитали ученые, подвержена шести потенциальным источникам стресса в раннем возрасте. Это может быть связано с тем, была ли у нее низкоранговая или социально изолированная мать, или ее мать умерла до того, как она достигла зрелости, родилась ли она в засушливый год, родилась ли она в большой группе или у нее был брат или сестра близкого возраста, что могло означать усиление конкуренции за ресурсы или материнское внимание.

Результаты показывают, что бабуины, растущие в полузасушливых и непредсказуемых условиях «Амбосели», часто испытывают стресс. Из участвовавших в исследовании бабуинов 75% пострадали как минимум от одного стрессора, а 33% — от двух и более.

Анализы также подтвердили предыдущие выводы о том, что, у самки, которая сталкивается с большим количеством стрессовых факторов, продолжительность жизни сокращается, и эта зависимость – линейная. При этом исследователи смогли показать, что 90% снижения выживаемости было связано с прямыми последствиями невзгод в раннем возрасте, а не с ослаблением социальных связей, с которым они неизбежно сталкиваются во взрослой жизни.

Эффекты складываются. Каждый дополнительный стрессор переводился на 1,4 года потерянной жизни, независимо от того, насколько сильны или слабы связи с другими бабуинами. Приматы, которые в детстве пережили четыре неудачных опыта, умерли почти на 5,6 года раньше, чем те, кто не столкнулся ни с одним из них. Это серьезное изменение, учитывая, что обычно самка бабуина доживает примерно до 18 лет.

Но это не означает, что бабуины с трудным детством обречены на короткую жизнь. Животные, у которых сформировались более прочные социальные связи — измеряемые тем, как часто они ухаживали за своими ближайшими друзьями — продлили свою жизнь на 2,2 года независимо от того, насколько трудным было их детство