Форум «Золотая долина», проходящий на площадке Новосибирского государственного университета с 1 по 2 ноября 2023 г., сконцентрирован на взаимодействии науки, промышленности и образовательных учреждений. Эту триаду еще во времена основания Сибирского отделения Российской академии наук выделил академик Михаил Алексеевич Лаврентьев. Корреспондент «Научной России» пообщался с внуком выдающегося ученого, и узнал у декана факультета информационных технологий НГУ профессора Михаила Михайловича Лаврентьева, сохранился ли в современной России знаменитый «треугольник».
«Треугольник “кадры — наука — производство” никуда не делся, и новосибирский Академгородок — яркий тому пример. То, что мы можем сделать на уровне взаимодействия университета и заказчика-предприятия, мы сделаем, будем делать. Но без системной поддержки со стороны государства это окажется капля в море. Деньги не любят “выходить” за пределы Садового кольца, и на примере финансирования науки это прекрасно видно. До Новосибирска они не добираются», — объяснил М.М. Лаврентьев.
Профессор подчеркнул, что российская наука до сих пор ощущает вакуум, возникший на месте системы управления после развала СССР. Реформа РАН 2023 г. лишь добавила сумятицы: вопросы, которые раньше можно было решить на уровне регионального отделения, теперь приходится решать через министерство, через Москву. Существующее законодательство, касающееся научных исследований, требует поправок и пересмотра, по мнению М.М. Лаврентьева. Кроме того, академической среде нужны представители в министерстве.
«Научные исследования надо освободить от конкурсных процедур. Например, если я хочу провести какую-то работу за счет бюджетных денег и привлечь к ней соисполнителя, то сделать это могу только на конкурсной основе. Процесс отнимает слишком много времени и убивает силы. Иногда ты не можешь сделать работу в срок, поскольку не успеваешь пройти эти процедуры. Доходит до абсурда: покупка бумаги для университета оказывается конкурсной процедурой», — рассказал М.М. Лаврентьев.
Дополнительное финансирование наука может найти в реальном секторе экономики, если возникнут системы, которые станут подталкивать предпринимателей к вложениям. Без взаимодействия с промышленностью университетам и институтам не будет хватать их собственных ресурсов, утверждает профессор. Государственные программы и институты развития не решают этой основной проблемы.
«Науку приравняли к процессу производства гаек или винтиков, ставят планку в виде количества статей, план “произвести столько-то единиц такой-то продукции”. Но задача университета — не решать технологические проблемы, а готовить кадры, которые будут их решать», — подытожил М.М. Лаврентьев.