0 комментариев 302

Проблемы барионной асимметрии

21 мая 2021-го года, в день столетия со дня рождения академика Андрея Дмитриевича Сахарова, в ФИАН прошло торжественное заседание. О проблемах барионной асимметрии рассказал академик РАН Валерий Рубаков

"Проблема барионной асимметрии Вселенной: через полвека после работы А.Д. Сахарова", - такой доклад на торжественном заседании в ФИАН, которое посвятили 100-летию со Дня рождения академика Сахарова, представил академик РАН, главный научный сотрудник Института ядерных исследований РАН Валерий Анатольевич Рубаков.

«Тогда было понятно, что в современной Вселенной есть вещество, но нет антивещества, есть материя и антиматерия. Всегда важно задать правильный вопрос: Андрей Дмитриевич задал правильный вопрос «как это можно объяснить?», - отметил в докладе о фундаментальных аспектах науки Валерий Рубаков.

Работа Андрея Сахарова вышла в 1967-м году и достаточно долго была неизвестной, рассказал Валерий Анатольевич. Он отметил, что это одна из первых работ в области, которая достаточно активно развивается сейчас и называется «Физика частиц и космология». Когда Сахаров выпускал работу, требовалось объяснить избыток кварков над антикварками.

«Возникновение С-асимметрии по нашей гипотезе является следствием нарушения СР-инвариантности при нестационарных процессах расширения горячей Вселенной на сверхплотной стадии, которое проявляется в эффекте различия парциальных вероятностей зарядово-сопряженных реакций», - цитата А.Д. Сахарова из доклада Валерия Рубакова.

Во время доклада спикер отметил, что пока невозможно создать барионную асимметрию в рамках Стандартной модели фундаментальных взаимодействий, но модель можно расширить: например, добавить новые скалярные поля, а также дополнительный источник CP-нарушения.

В заключение Валерий Рубаков отметил, в частности, что работа Сахарова – одна из нескольких, которые открыли направление «Физика частиц и космология», а проблема барионной асимметрии – мощный стимул развития теории и эксперимента в физике частиц. Проблема до сих пор не решена, хотя академик Сахаров поставил ее больше 50 лет назад.

100 лет со дня рождения Андрея Сахарова С-асимметрия Физика частиц и космология антикварки антиматерия барионная асимметрия кварки