Председатель Сибирского отделения РАН академик, доктор физ.-мат. наук Александр Асеев, дал изданию «Байкал24.Наука» интервью, в котором высказал свою точку зрения на ключевые проблемы и перспективы российской науки. Интервью имело место после пресс-конференции, посвященной старту проекта «Национальный гелиогеофизический комплекс Российской академии наук» в Иркутске.

По словам Асеева, сегодня остро стоит проблема привлечения молодых кадров в науку: «Когда молодые люди видят, что сделали с их старшими товарищами, они начинают сомневаться, стоит ли связывать с наукой свое будущее». Помочь здесь, считает академик, могут «мощнейшие» проекты, подобные иркутскому национальному гелиогеофизическому комплексу, который Гелий Жеребцов, директор Института солнечно-земной физики СО РАН, «пробивал» в течении 17 лет. «В Институте солнечно-земной физики великолепный сплав старшего и молодого поколений, так что даже сомнений нет в том, что проект будет реализован и появятся новые научные и прикладные результаты, очень серьезные», — сказал Асеев.

При этом высокая зарплата, как указывает председатель СО РАН, — не главный аргумент для молодого ученого при трудоустройстве: «Главное, чтобы было интересно, чтобы была точка приложения усилий. Если тебе все время бьют по голове и ты вынужден заполнять кучу бессмысленных бумажек, вместо того, чтобы работать, конечно, люди поедут в лаборатории, где им дадут реально заниматься делом. У нас зарплата невысокая, но есть гранты, если их получить, тогда общая сумма получается вполне приличной».

Также в интервью шла речь о реализующейся в Новосибирске программе строительства служебного жилья для молодых ученых. Уже построено четыре таких дома, «но сейчас данные функции переданы в ФАНО, а им этим заниматься неинтересно», — посетовал академик. Впрочем, в СО РАН не опускают руки и сейчас строят новый коттеджный поселок на 600 семей.

Комментируя в целом взаимоотношения Российской академии наук и ФАНО в рамках текущей реформы российской науки — о ходе которой портал Научная Россия, кстати сказать, регулярно пишет — Асеев сказал следующее:

«Часть ученых привыкли кормиться с руки государства, как рыбки в аквариуме, они не знают, что есть другая жизнь — моря, океаны, там, правда, акулы могут съесть, зато ты на свободе. В РАН много людей, которые исповедуют аквариумный образ жизни, и они рады, что появилась новая рука, разбрасывающая корм — ФАНО. Они к этой руке изо всех сил стараются прильнуть. А есть люди, которые осознают, что бюджетные средства — это, конечно, хорошая база, но не единственный источник средств. Они работают с крупными корпорациями, им что есть ФАНО, что его нет, честно говоря, без разницы, они находят другие источники финансирования и занимаются делом».

В любом случае, наука всегда была специфическим занятием для 15% творческих людей, сказал Асеев, и именно на них наука и делает ставку. «Я уверен, что наука выживет, несмотря ни на какие реформы, потому что думать не запретишь, а это — самое увлекательное занятие в жизни», — резюмировал председатель СО РАН.