В мире насчитывается около 400 млн домашних животных, и эта цифра продолжает расти, в особенности на фоне пандемии, когда люди ощутили нехватку «живого» общения. Исследование, проведенное Mars Petcare в 2020 г., свидетельствует о том, что Россия занимает третье место в мире по количеству кошек и четвертое — по числу собак. Мировыми лидерами в обоих случаях стали Китай и США. Россияне воспринимают своих кошек и собак как членов семьи (44% владельцев кошек и 34% хозяев собак) или друзей (24% и 36% соответственно). Но роли друзей и компаньонов людей у домашних животных были не всегда. Как и для чего человек приручил дикого зверя?

История одомашнивания

На протяжении многих лет человек стремился подружиться с животными, некоторые из них и сегодня считаются довольно экзотичными. Известно, что в древности при дворах правителей Сирии, Индии, Средней Азии и Европы часто держали гепардов, ценившихся за красоту и превосходные охотничьи качества. Гепарды принадлежали Чингисхану, Карлу Великому и другим знаменитым людям. Однако прирученные гепарды так и не стали домашними животными в полном понимании этого слова. Для этого необходимо соблюдение сразу нескольких факторов: чтобы содержащееся в неволе животное регулярно приносило потомство, чтобы ландшафт, созданный человеком (агроценоз), стал для него привычной средой обитания, чтобы оно было генетически предрасположено к доверию к человеку и т.д.

Охота на кабана. Художник: Франс Снейдерс, 1649 г. Источник: Артхив

Первым спутником человека стала собака. Существует несколько сценариев начала ее одомашнивания. В одном из них инициатива принадлежала человеку, а в другом — волку, предку собаки. Наиболее древние костные останки, приписываемые доисторическим собакам, были найдены в Евразии и датируются 12 тыс. лет до н.э. Как считают антропологи, именно охотничьи качества собаки стали основным фактором ее одомашнивания. Позднее собак стали использовать для охраны и пастьбы скота. Они также стали играть и санитарную роль, поглощая остатки человеческой пищи, а в холодные ночи они были источником тепла, повышая шансы на выживание человека. Примечательно, что собака стала не только первым одомашненным видом, но и вершиной эволюционных преобразований. Несмотря на то что собак определяют как один вид, их внутривидовое разнообразие по некоторым критериям превышает межвидовое разнообразие всего семейства псовых (Canidae). Только среди внешних признаков мы видим большой размах в изменчивости общих размеров и формы тела собак, структуры волосяного покрова и т.д. Помимо этого, удивляют и эволюционные трансформации поведения собаки: приобретение эмоциональной привязанности к человеку, а также уникальной способности понимать его социальные сигналы (взгляды, жесты, слова). Это значительно способствовало адаптации собак к антропогенной среде.

Молодой бык. Художник: Паулюс Поттер, 1647 г. Источник: Wikipedia

Следующим животным, которое человек сумел одомашнить (около 10 тыс. лет назад), стала овца. Ее предок — муфлон, живущий и ныне. Одомашнивание произошло в Юго-Западной Азии. Сначала люди охотились на диких баранов, но потом догадались держать их дома из-за их мяса, шерсти и молока. От муфлонов домашние овцы отличаются тем, что они стали более ручными и упитанными, кроме того, у самцов стали уменьшаться рога, вероятно, вследствие меньшей конкуренции за самок.

Сцена банкета, изображенная в гробнице Нахта в Египте. Оригинал создан около 1410–1370 гг. до н.э. Репродукция, созданная в 1908–1914 гг., находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Источник: The Met

Вторые по популярности питомцы в России — кошки — приблизились к человеку около 9,5 тыс. лет назад в районе Плодородного полумесяца на Ближнем Востоке, где зародились древнейшие человеческие цивилизации. Сегодня известно около 200 пород домашних кошек. Они произошли от представительниц подвида степная кошка, распространенного на территории Северной Африки и обширной зоне от Средиземноморья до Китая. Несмотря на то что кошка развила сильную привязанность и преданность человеку, у некоторых ученых существуют сомнения в ее полном одомашнивании, поскольку в поведении она мало отличается от своего дикого предка, демонстрирующего высокую независимость, и, потеряв контакт с человеком, зачастую с успехом возвращается к дикому образу жизни. С другой стороны, считают, что именно для установления эмоционального контакта с человеком кошки научились мурлыкать.

Помимо перечисленных видов, человек одомашнил не только таких млекопитающих, как коза, корова, лошадь, осел, верблюд и др., но и птиц (гусь, курица, сизый голубь), рыб (карп, золотая рыбка) и некоторых беспозвоночных животных, таких как медоносная пчела и тутовый шелкопряд, помогающих человеку уже более 5 тыс. лет.

Как одомашнивание стало возможным?

В июле 2014 г. группа ученых из Берлинского университета им. Гумбольдта под руководством Адама Уилкинса опубликовала статью, в которой высказывалось предположение, что в ходе одомашнивания животных люди непроизвольно выбирали особей с недоразвитыми надпочечными железами, отвечающими за поведение типа «бей или беги» в стрессовых ситуациях, а затем эти генетические дефекты закрепились у их потомства.

Академик Д.К. Беляев с доместицированными лисами на звероферме экспериментального хозяйства СОАН СССР. Фото: ИЦиГ СО РАН. Источник: Коммерсантъ

К подобным выводам пришли и сибирские ученые. Анализируя возможную генетическую предрасположенность к поведению определенного типа, генетик-эволюционист академик Д.К. Беляев отводил ключевую роль генам, ответственным за вариацию свойств поведения, способствующих адаптации животных к человеку и антропогенной среде. С целью экспериментальной проработки представлений Д.К. Беляева в конце 1950-х – начале 1960-х гг. в Институте цитологии и генетики СО АН СССР (ИЦиГ СО АН СССР) был начат эксперимент по одомашниванию разводимых на фермах серебристо-черных лисиц. Спустя десятилетия эксперимент с беляевскими лисами назовут самым масштабным экспериментом с животными ХХ в.

Эксперимент был направлен на то, чтобы создать эволюционную ситуацию, в которой главной мишенью отбора становились такие специфические свойства поведения, как толерантность к человеку или приручаемость, а затем проанализировать формообразовательные последствия такого отбора. Отбор лис, наиболее пригодных к одомашниванию, привел к появлению у них и других форм поведения, повышающих их адаптацию к антропогенной среде. Так, домашние лисята распознают социальные сигналы человека не хуже щенков собак. Помимо этого, у лис произошли морфологические изменения, схожие с изменениями, полученными в результате одомашнивания собак. Так, у них появились схожая пигментация волосяного покрова, манера держать хвост свернутым в кольцо, вислоухость, удлинение или наоборот укорочение черепа и другие признаки, характерные для некоторых пород собак.

Доместицированная лиса ИЦиГ СО РАН. Фото: Василий Коваль. Источник: Коммерсантъ

Ученица Д.К. Беляева Л.Н. Трут опубликовала в 2007 г. обзор, посвященный проблеме эволюции домашних животных, основываясь на результатах исследования доместикации лис. В нем она отметила, что отбор по поведению ослабляет активность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы не только на уровне фенотипических параметров этой активности, но также на уровне генетической экспрессии генов кортикотропин-релизинг-фактора, пропиомеланокортина, глюкокортикоидного рецептора. Особенно существенные изменения экспрессии были выявлены в гипоталамусе, эволюционно консервативной и важной структуре мозга. Гипоталамус выступает модулятором поведенческих и нейроэндокринных ответов на средовые факторы. Таким образом, в эволюционных преобразованиях домашних животных ключевая роль отводится именно поведению и специфическим генам.

Эксперименты по одомашниванию разных видов продолжаются до сих пор по всему миру. Так, селекционеры ведут работы с лосями и антилопами, оленями-маралами и овцебыками, соболями, норками и многими другими пушными зверями. В этой ситуации как нельзя более актуальными становятся слова Лиса из известной сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».

Трут Л.Н. Доместикация животных в историческом процессе и в эксперименте // Вестник ВОГиС. 2007. Т. 11. № 2. С. 273–289 / [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9588375