Арктические черви-коловратки провели в вечной мерзлоте около 24 000 лет и после разморозки  продолжили жизненный цикл и даже стали размножаться. Ученые говорят, что это доказало возможность замораживать многоклеточные организмы на долгое время: «Наша работа является самым убедительным на сегодняшний день доказательством того, что многоклеточные животные могут выдержать десятки тысяч лет в условиях криптобиоза, состояния, в котором метаболизм практически полностью останавливается». Как именно организмы выживают настолько длительное время, исследователи не могут сказать точно и продолжают изучение.

Какие еще находки в мерзлоте стали знаковыми для науки и дальнейших исследований – в материале «Научной России».

Вирус с Колымы

В 2014 году российские ученые обнаружили гигантский вирус в древней мерзлоте на Колыме. Ему 30 тысяч лет и он паразитирует на амебах.

Ученые говорят, что вирус не опасен для людей, хотя и не исключают возможность нахождения в недрах вечной мерзлоты других вирусов, которые будут паразитировать не только на одноклеточных организмах: «Существует небольшая вероятность того, что патогенные микробы, которые заражали древних людей, могут возродиться и заразить современное человечество. Этими болезнетворными микроорганизмами могут оказаться обычные бактерии (поддающиеся лечению антибиотиками) или устойчивые к лекарствам бактерии и даже опасные вирусы. Если они вымерли давно, то наша иммунная система не готова противостоять им».

Шерстистые мамонты

Одна из самых популярных находок в мерзлоте – это останки мамонтов. Впервые замерзшее древнее животное обнаружили в 1799-м году: в дельте реки Лена эвенки наткнулись на мумию огромного шерстистого слона. Эвенки забрали бивни и продали их купцу Роману Болтунову. После Императорская академия наук перевезла оставшиеся от мамонта скелет с кусками шкуры и две ноги в петербургскую Кунсткамеру.

Мумия мамонтенка Юки

Фото: © ИТАР-ТАСС / Юрий Смитюк

Лучше остальных сохранилась молодая самка мамонта, которую назвали Юкой. Ее обнаружили в 2010 году на южном побережье моря Лаптевых в Усть-Янском районе Якутии. Анализ показал, что животное умерло около 28 000 лет назад в возрасте 6-9 лет – об этом судили по степени стирания коренных зубов.

Уникальность находки в том, что сохранились даже мягкие ткани и шерсть с характерным для детенышей мамонтов рыжим оттенком. Ученые извлекли мозг мамонта, чтобы изучать его в дальнейшем, а специалисты из России и Японии частично восстановили ДНК мамонтёнка. В костном мозге и мягких тканях ученые обнаружили структуры с компонентами ядерного белка, лучше всего сохранились ядра мышечных клеток. Их перенесли в мышиные яйцеклетки: при трансплантации они могли проявить биологическую активность.

Некоторые клетки действительно начали образовывать новые структуры – таким образом, выяснилось, что ядра клеток ископаемого до сих пор хоть и частично, но активны.

Древние пятнистые кошки

Несколько десятков тысяч лет назад на территории Якутии жили огромные пещерные львы: больше 250 килограммов и до двух метров в длину. Ученые сделали подобные выводы после того как обнаружили останки львят на берегу реки Уяндины и в бассейне реки Индигирки.

Речь идет о совсем маленьких детенышах: у львят с берега Уяндины даже не сформировались молочные зубы. Ученые предполагают, что львица бросила детенышей сразу после рождения. Они пролежали в земле 47 тысяч лет, но холод сохранил даже внутренние органы. Мумиям, которые нашли возле Индигрки, на момент смерти было около двух-трех недель: они в полтора раза крупнее и имеют более густой пятнистый мех.

Именно эти находки окончательно дали ученым информацию об окрасе древних животных. Ранее считалось, что пятнистые львы, чьи изображения находили на стенах пещер, вольность автора.

Клонировать лошадь

Весной 2019-го года российско-корейская группа ученых заявила, что планируют клонировать жеребенка вымершей ленской лошади.

Тело жеребенка обнаружили в Верхоянском районе Якутии. Анализ показал, что жеребенок провел в земле около 30-40 тысяч лет. Ученые выяснили, что жеребенок утонул в грязи, которая замерзла и превратилась в вечную мерзлоту. В желудке ученые обнаружили грязь и ил, а органы и мышечные ткани хорошо сохранились и сохранили естественный красноватый цвет. Из сосудов сердца удалось получить образцы жидкой крови.

Это животное называют наиболее хорошо сохранившимся экземпляром вымерших типов.

Пятитысячелетний человек

Осенью 1991-го года немецкие туристы увидели на границе Австрии и Италии вмерзшую в лед мумию. Позже анализ показал, что мужчина жил больше пяти тысяч лет назад. Имя Эци ему дали по месту обнаружения в Эцтальстких Альпах. Находка дала информацию о жизни и быте людей, которые жили за 3000 лет до нашей эры, об изменениях климата и генетике.

Мумифицированный человек лежал во льду 5000 лет: изучая возраст и состояние мумии, а также лед вокруг него, ученые смогли отследить движение ледников. Выяснилось, что за 1000 лет до того, как Эци умер в области, где его нашли, были достаточно теплые и плодородные условия. На момент смерти Эци произошло заметное изменение климата. Тело было погребено во льду очень неожиданно, что означает быстрое изменение температуры. Холод способствовал росту гигантских ледников, и только в 1970 году они начали отступать. Благодаря этому и было обнаружено тело.

Эци был вооружен кремневым кинжалом, тисовым луком и медным топором. Ученые предполагают, что его могли убить в сражении двух общин -  рентген обнаружил глубоко в плече наконечник стрелы, а на оружии, инструментах и одежде мумии нашли следы крови четырех людей помимо Эци.

Ученые сделали выводы и относительно питания людей того времени: рацион Эци на 50% состоял из жира. Кроме мяса дикого оленя и козьего жира, Эци ел пшеницу и папоротник.

Фото на главной странице: Валерий Плотников. Источник: Наука в Сибири