25 декабря в Президентском зале РАН состоялось заседание президиума РАН, посвященное исключительно проблемам онкологии.
Результатом дискуссии стало принятие проекта постановления, содержащего ряд специализированных научных программ для борьбы с онкологическими заболеваниями в нашей стране.
Об интеграционной и персонализированной онкологии рассказал генеральный директор ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава РФ академик РАН А.Д. Каприн, который подчеркнул, что для разработки национальной онкологической программы нужна консолидация отечественной фарминдустрии, медицинских центров и академических институтов, имеющих отношение к различным разработкам такого рода. Только коллаборация заинтересованных организаций может решить проблему.
«Впервые президент страны обратил внимание на борьбу с онкологическими заболеваниями, – сказал А.Д. Каприн. – Наша задача – выполнить поставленные им задачи – добиться повышения ранней диагностики рака с 30 процентов до 70. Это серьезный рывок. Для того, чтобы достичь таких показателей, важно развивать не только диагностику и лечение онкозаболеваний, но и их профилактику».
Профилактика, по словам академика Каприна, – это не только борьба с курением и агитация за здоровый образ жизни, но и научные исследования, и координация различных исследовательских проектов, и ведение скрининговых программ среди населения.
Андрей Дмитриевич привел ряд оптимистических примеров развития некоторых онкологических научных центров нашей страны. Так, на высоком уровне находится молекулярно-генетическая диагностика рака поджелудочной железы в Ростовском научном центре. Высокотехнологичные операции освоены в Томском научном центре. В институте онкологии и радиологии им. Герцена разработаны новые диагностические препараты, а в Институте общей физики РАН разрабатываются новые методики диагностики и лечения онкопациентов.
Малоинвазивной, но перспективной считаются криогенные методики в онкологии. Андрей Дмитриевич рассказал, как совместно с Институтом океанологии им. Ширшова и другими академическими институтами проведены эксперименты по удалению метастатических поражений участков костного скелета. А совместно с Институтом химической физики РАН создаются новые супрамолекулярные системы для противоопухолевой терапии.
Огромное значение в онкологии сегодня имеет ядерная медицина. Сейчас в нашей стране функционирует единственный отечественный протонный ускоритель медицинского назначения в подмосковном Обнинске. Это уникальная отечественная разработка российских физиков, позволяющая облучать опухоль локально, не повреждая соседние ткани и органы. Безусловно, подобной техники в стране должно быть значительно больше.
Необходимы также отечественные радиофармпрепараты, и сегодня многие институты заявляют о своей готовности выпускать их для массового здравоохранения.
Директор НМИЦ онкологии им. Блохина, член-корреспондент РАН И.С. Стилиди рассказал о проекте программы молекулярно–генетического тестирования в Российской Федерации. «Сегодня есть все предпосылки к тому, чтобы проблему рака выделить в приоритетную и решать как одну из наших главных задач, – считает Иван Сократович. – Рак несет человечеству массу проблем. Так, раком легких ежегодно заболевает и умирает 1,5 млн человек, от колоректального рака – 1 млн., от рака молочной железы – 0,5 млн. Всего в прошлом году 14 млн человек заболело и умерло от различных онкологических диагнозов 8.2 млн., а заболеет и умрет в наступающим году, согласно прогнозам, еще больше».
Становится ясно, что онкология – это не просто область медицины, это широкая междисциплинарная, взаимопроникающая система, объединяющая информатику и генетику, биологию и ядерную физику, инженерные науки и фармакологию… Это и есть трансляционная медицина, о которой сегодня так много говорят. Цель её – персонифицированное лечение и диагностика, внедрение молекулярно-генетических методов визуализации, производство собственных высокоэффективных и безопасных радионуклидов. «В этом направлении у нас сделаны прорывные шаги, – поведал И.С. Стилиди. – С появлением отделения ПЭТ в нашем Центре на порядок повысилось качество результатов исследований. Удалось внедрить восемь собственных радиофармпрепаратов, синтезированных нашими учеными, и это еще не предел».
Тераностика – это вершина наших сегодняшних терапевтических и диагностических возможностей в их оптимальном сочетании, подчеркнул И.С. Стилиди, поэтому сегодня все онкологи стремятся именно к таким стандартам. По словам Ивана Сократовича, опухолевый процесс отличается от биологически нормальной ткани, и это является мишенью для современной терапии, направленной на подавление внутриклеточных сигналов.
«Ученые всего мира до сих пор не знают, существует ли противоопухолевый иммунитет, однако мы приходим к выводу, что да, существует, – поделился И.С. Стилиди. Этот факт дает нам возможность воздействовать на его поломки на генетическом уровне, создавая маркеры-предикторы эффективной иммунотерапии, применяя молекулярно-генетические методики».
По словам Ивана Сократовича, уже более 2000 онкологов из 26 лабораторий нашей страны пользуются этими методиками, которые позволяют персонифицировать и значительно повысить эффективность лечения рака в нашей стране.
Древнегреческие источники гласят, что когда-то Гиппократ, потерявший друга, погибшего от саркомы, воскликнул: «Когда же мы победим эту болезнь?!» Сегодня настало время ответить на этот вопрос, считает Иван Сократович.
О проблемах нейроонкологии и путях оптимизации в рамках национального проекта доложил академик РАН А.А. Потапов из НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко. По словам докладчика, уже сегодня в институте применяются интраоперационные высокотехнологичные методы лечения опухолей центральной нервной системы. «Современная нейрохирургическая операционная – это пространство, где встречаются инженер, физик, хирург, анестезиолог-реаниматолог и многие другие специалисты, потому что онкология перестала быть узкой проблемой, которая интересует только врачей, – подчеркнул А.А. Потапов.– Мы можем удалить опухоль, не повреждая тонкие структуры головного мозга, что обеспечивает хорошее качество жизни пациента».
Неуклонно падает послеоперационная летальность. Для того, чтобы она стала минимальной, нужно внедрять высокие технологии – высокоточную радиохирургию и радиотерапию, увеличивать количество установок, поражающих глубинные мишени. С 2005 года, когда количество радиологических операционных в институте увеличилось в 5 раз, многие пациенты получили высокоточное лечение, и в результате значительно сократилась летальность. «У нас есть задел, чтобы создавать свои технологии, – подытожил А.А. Потанов. – Важную роль здесь сыграет создание национальных проектов по изучению мозга, а в скором времени на базе нашего НИИ будет создан Институт нейронаук и технологий, который займется приоритетными исследованиями, в том числе, в области онкологии. Это должно не только увеличить продолжительность жизни россиян, но и повысить её качество».
С обсуждениями этих важных тем выступили академик РАН В.В. Стародубов, академик РАН В.П, Смирнов, профессора В.В. Алтынбаев, С.А. Тюляндин, К.К. Лактионов и многие другие. Докладчики рассказали о развитии работ по ядерной медицине в своих научны центрах, о создании собственных препаратов для лечения и диагностики новообразований, об иммунотерапии, которая в ряде случаев позволяет реализовывать противоопухолевый эффект. Иммунотерапию докладчики назвали «реализацией потенциала, заложенного природой». «Сегодня в ряде случаев мы успешно боремся за пятилетнее выживание, а может быть, и выздоровление от рака, в то время как еще недавно это было невозможно», – сказал, в частности, профессор К.К. Лактионов, заместитель директора НМИЦ им. Блохина.
Прозвучали также сообщения физиков из различных академических институтов о собственных разработках: например, лазерно-спектроскопических методов для онкологии, создании видеосистем для флуоресцентной диагностики и фотодинамической терапии и эндоскопии, инфракрасных операционных микроскопов для визуализации кровеносных сосудов, лазерных видео-флуоресцентных микроскопов для нейрохирургии и так далее.
На заседании не раз прозвучал также сакраментальный вопрос, когда-то заданный «отцом» всех врачей Гиппократом: когда же мы, действительно, победим рак? И победим ли?
Представители медицинской науки здесь разделились. А.Д. Каприн сказал, что это вопрос философский, И.С. Стилиди с энтузиазмом предсказал, что, вероятно, уже через десять лет мы сможем одержать победу над этим грозным врагом человечества, а академик Л.А. Ашрамян предостерег от такого рода ожиданий и поведал собравшимся, что рак – это не просто скопление «злобных» клеток, а эволюционно выстроенная система, уничтожить которую совсем не просто. Для этого нужен системный подход и серьезная исследовательская работа по выявлению причин рака, о которых пока известно далеко не всё.
Президент РАН академик А.М. Сергеев, который вёл это заседание, предложил собравшимся по результатам мероприятия принять проект постановления о научных проблемах в онкологии и путях их решения. «Мы должны внятно сформулировать проект совместных мероприятий, которые имеют целью исправление ситуации в отечественной онкологии», – подчеркнул академик А.М, Сергеев.
Для обсуждения членов президиума был предложен документ, направленный на создание ряда научных программ для борьбы с онкологическими заболеваниями, в том числе с привлечением смежных дисциплин: по изучению особенностей канцерогенеза и методов специфической профилактики рака, разработке новых лекарственных средств и высокотехнологических методов лечения с применением физико-химических технологий; по созданию новых статистико-математических программ и баз данных и т.д. После обсуждения проект было решено доработать с тем, чтобы в ближайшее время приступить к его реализации.
Наталия Лескова.