Александр Сергеев рассказал «Научной России» о том, как для него начался в этом году Петербургский международный экономический форум.
О премии за развитие международного сотрудничества
«Форум начался для меня неожиданно, потому что вчера мне вручили премию за развитие международного сотрудничества. Это не какая-то уникальная премия, я получил ее среди достаточно большого числа лауреатов. Мне было, с одной стороны, приятно: на экономическом форуме отметили науку. С другой стороны, интересно: по-видимому, что-то действительно и в нашей экономической политике, и среди наших властителей дум экономических, поворачивается, приходит понимание того, что наука должна играть гораздо большую роль в экономике. Приходит понимание и того, что в современном высокотехнологическом продукте гораздо больше влияет вливание инвестиций в человеческий капитал, чем просто рублевых – или долларовых – инвестиций. А раз так – нужно преумножать наш человеческий капитал, или, как я говорю, количество знаний и умений, адекватных текущей экономической эпохе. А когда мы говорим о знаниях и умениях – мы говорим о науке и образовании. Наука дает знания, а университет – умение этими знаниями пользоваться».
Об обществе креативных людей
«Сегодня мы побывали на сессии, посвященной тому, что мы можем предложить для устойчивого развития общества. Что может предложить бизнес, государственное управление, наука. Мы сейчас констатируем, что мы входим в цифровую эпоху. Да, было индустриальное, постиндустриальное, сейчас – цифровое... а что дальше? Следующая трансформация – это общество креативных людей. И для того, чтобы этот переход осуществить, очень важно понять, как мы можем подготовить субъекты этого общества. Мы говорим не о конкретной профессии, а о том, как нам отбирать, воспитывать, обучать молодежь таким образом, чтобы она составила общество креативных людей. Здесь роль науки очень большая. Нам надо бы разобраться, что такое креатив, откуда он берется. Как мы говорим, есть 10% людей, которые по своей генетике креативные, и в какие бы жизненные условия они не попадали, они все равно останутся творцами. Есть, наоборот, 10% людей, которые, что бы с ними ни делали, все равно творцами не станут. Нас интересуют оставшиеся 80% – и с ними действительно надо работать. Нужны научные подходы для понимания, если хотите, генетической предрасположенности. Мы же понимаем, когда говорим о спортсменах, что одному "по генетике" лучше бегать, а другому – плавать. И ни у кого не возникает вопроса "а почему так?". А вот предрасположенность к творческой работе и к творческим профессиям – как ее можно понять? Здесь мы в значительной степени отстаем от всех достижений современной генетики, которые есть в сельском хозяйстве: в растениеводстве, в животноводстве. Там-то мы уже давно нацелены на то, чтобы то стадо, которое мы производим, было с такими, такими и такими характеристиками: детально изучаем вопросы наследственности. И по части создания поиска, обучения, систем аттестации креативных людей нам предстоит еще много работать. Это интереснейшая новая задача, за которую еще не понятно пока как браться».
О цифровом недропользовании
«У нас была очень интересная сессия по геологии, на которой обсуждалось с разных сторон, как цифровизация может сказаться на добыче полезных ископаемых. Это экономическая статья, которая будет, по-видимому, еще долгие годы доминировать в России. В этой области очень много хай-тека: правильное извлечение полезных ископаемых, извлечение редких металлов, которые сейчас ценятся, поиск новых месторождений, поиск минеральных ресурсов в необычных условиях – особенно в глубинах океана».
Подробнее о сессии «Цифровое недропользование» читайте в материале «Научной России».