«Гутенбергов пресс страшней, чем Шварцев прах»,  – утверждала Марина Цветаева. Знакомимся со страшным прессом, то есть с историей книгопечатания в России и мире. 

1. За одно и то же изобретение итальянцы установили памятник поэту и переводчику Памфило Кастальди, бельгийцы – монумент в Брюгге в честь Жана Брито, голландцы – бронзовый памятник Лаврентию Костеру. Памятник Иоганну Гутенбергу стоит в Страсбурге, а в Москве можно полюбоваться Иваном Федоровым работы скульптора Волнухина. Все эти люди изобрели книгопечатание: каждый в своей стране.            

2. В Китае никакого памятника не стоит, а ведь первую на планете книгу напечатали именно китайцы и было это не позднее X века. На деревянной доске вырезали выпуклые буквы, наносили краску, потом прикладывали лист бумаги. Процесс был чрезвычайно трудоемок, но прожил долго – несколько веков. 

3. Книгопечатание в современном смысле слова изобрели в Европе во второй трети XV  века и большинство историков уверены, что это сделал Гутенберг. 

4. Изобретение признают гениальным: немецкий первопечатник придумал изготовить металлические подвижные выпуклые буквы, как бы отраженные зеркально. Из них набирали строчки и с помощью пресса оттискивали на бумаге. 

5. 14 августа 1457 года  из типографии в Майнце вышел в свет Псалтырь – первая точно датированная печатная книга. Это была первая книга, на которой значились имена издателей – Иоганна Фуста и Петера Шеффера. Их долгое время и считали первопечатниками. Открыть истину помог… юбилей: потомки Шеффера решили отметить годовщину его изобретения. Они наняли архивариуса и поручили ему изучить все сохранившиеся документы. В результате обнаружился отчет о судебном процессе: истец  Иоганн Фуст требовал долг с Иоганна Гутенберга, и в счет недоимок отнял у него типографию. Пришлось разочаровать потомков: Шеффер ничего самостоятельно не изобретал, а только служил старшим помощником у настоящего первопечатника – Гутенберга. (ФотоWikimedia Commons).

6. Еще прежде Псалтыри, Гутенберг напечатал латинскую грамматику Элия Доната, несколько папских индульгенций и две Библии. 

7. Книги, изданные в Европе до начала XVI  века принято называть инкунабулами, то есть в переводе с латыни «колыбель» или «начало». Они чрезвычайно редки, так как их тираж не превышал 300 экземпляров. 

8. В России еще лет сто продолжалась рукописная эра. Ситуация изменилась при Иване Грозном. Именно он озаботился проблемой снабжения церквей точными книгами – в рукописных делалось много ошибок, откуда могла произойти ересь. К тому же это был вопрос престижа – за границей книги печатались вовсю. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото (Willi Heidelbach, CC BY-SA 3.0,  Wikimedia Commons)

9. Иван Васильевич приказал «оустроити дом от своея царские казны, иде печатному делу строитися», чтобы «впредь святые книги изложилися праведны». Печатный двор заложили в Китай-городе близ Никольского монастыря. 

10. Подобрали и специалистов. К тому времени диакон церкви Николы Гостунского в Московском Кремле Иван Федоров сын Москвитин овдовел. Был диакон человек непростой, есть сведения даже, что белорусского шляхетского рода и имел непостижимую умом русского холопа степень бакалавра Краковского университета. Потерявшему жену диакону полагалось постричься в монахи, но он этого делать не стал, а с благословения митрополита московского Макария приступил к работе в типографии. С мудреным делом книжной печати он управился. 

11. Фёдоров изобрел оригинальный метод печати в две краски с одной формы. Сначала литеры, которые следовало отпечатать киноварью, приподнимали над поверхностью формы и производили оттиск. Потом эти литеры из набора извлекали, а основной текст впечатывали на те же листы чёрной краской. 

12. 1 марта 1564 года с Государева печатного двора, что на Никольской улице, вышла первая точно датированная русская печатная книга – «Апостол».  Богослужебная книга, часть «Нового завета», она содержала  Деяния апостолов и их Послания – отсюда и название. Самых нужных приходам книжек напечатали примерно две тысячи. 

13. Вот что написал о первой русской точно датированной книге  историк Николай Карамзин: «Сия книга редка. Я видел ее в московской типографской библиотеке. Формат – в малый лист, бумага плотная, чистая. Заглавные буквы напечатаны киноварью. Правописание худо». 

14. Успехи русского книгопечатания, пусть и с худым правописанием, не пришлись по нраву писцам и грозили отнять у них хлеб. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец бежали в Литву, потом Иван Федоров переселился во Львов, где напечатал первый русский букварь. Единственный сохранившийся экземпляр этой учебной книжки сегодня украшает библиотеку Гарвардского университета в США и не имеет названия и титульного листа, поэтому ее  называют то букварем, то азбукой, а то и грамматикой. 

15. Позже Иван Федоров работал в городе Острог, где он напечатал знаменитую Острожскую Библию – первую полную библию на церковнославянском языке.  

 

16. О существовании Государева Печатного двора до сих пор напоминает Печатников переулок в Москве. Именно здесь жили мастера с Печатного двора. 

17. Вплоть до начала XIX века  литеры изготавливали вручную. И набирали текст тоже вручную – примерно так, как научил Гутенберг. Но жизнь изменилась: плодились газеты, нарастала конкуренция. Выигрывал тот, чьи новости были свежее. Но тормозила ручная работа – и самый опытный наборщик набирал в час всего лишь 23 строки. Тогда набор взялись механизировать. 24 марта 1822 года механик Уильям Чёрч запатентовал в Бостоне наборную типографскую машину. Она состояла из пеналов с буквами и клавиатуры. Нажмешь на клавишу и буква встанет на место. Обратно в ящичек буква не возвращалась – это приходилось делать вручную. Это и легло непреодолимой преградой на пути распространения машины Чёрча. Изобретатели учли опыт Чёрча и появились другие машины, лучше и современнее. 

18. Американского инженера Отмара Мергенталера называют вторым Гутенбергом. Заслуженно называют: в 1884 году Мергенталер изобрел линотип, то есть строкотливный наборный аппарат, который царил в типографском деле до появления технологии фотонабора и компьютерной верстки.

Фото превью: NYC Wanderer (Kevin Eng), CC BY-SA 2.0, Wikimedia Commons