По традиции, в декабре руководство ФАНО России, РАН, директора институтов встречаются с журналистами и обсуждают результаты работы и приоритетные направления деятельности.
«2017-ый год принципиально ключевой. Это первый год, когда мы живем в условиях утвержденной Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. И это обстоятельство вносило серьезные акценты во все те направления работы, которые мы в течение этого года реализовывали», - начал подведение итогов руководитель ФАНО Михаил Котюков. ФАНО совместно с РАН удалось апробировать основные инструменты выполнения задач Стратегии: это и кооперация исследователей, работающих в разных организациях, и создание крупных исследовательских центров, и проведение оценки эффективности научных институтов, и более системная работа по развитию кадрового потенциала.
Для координации работы ФАНО и РАН с 2014-го года существует Научно-координационный совет, который сейчас возглавляет вице-президент РАН Юрий Балега. В него входят ведущие российские ученые, в основном академики, выполняющие исследования на мировом уровне в различных областях науки из Москвы и регионов. Юрий Балега назвал начальные попытки ведения диалога двух организаций «довольно мучительными», но отметил, что взаимопонимание было достигнуто и в настоящее время почти не осталось нерешаемых вопросов. Сформирован штаб ученых разных направлений, которые формулируют общую точку зрения по ключевым вопросам развития науки в стране. Подразумевается ротация членов НКС: планируется обновление 30% состава и выборы нового председателя.
Михаил Котюков отметил, что в 2017-ом году впервые было проведено совместное заседание НКС и президиума РАН, а также подчеркнул, что с президентом Академии наук Александром Сергеевым у него «давние, рабочие и очень конструктивные» отношения, основанные на постоянном поиске самого оптимального решения. Фактически, основная нагрузка по выполнению задач Стратегии научно-технологического развития России лежит на Президента РАН. ФАНО же в свою очередь готово оказывать в этом вопросе максимальное содействие.
В 2017-ом году появилась еще одна важнейшая координационная площадка - Совет директоров. В него выходят директора всех организаций, подведомственных Агентству. Алексей Лопатин, избранный директором Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН, назвал новую координационную платформу «важнейшим инструментом повышения эффективности нашей общей работы». Директор Института катализа им. Г.К. Борескова СО РАН Валерий Бухтияров отметил, что создание такой всероссийской площадки очень важно для формирования общей повестки, решения универсальных проблем институтов. Это особенно актуально в последние годы: в связи с тем, что управленческий состав сильно омолодился, многие директора институтов не являются академиками РАН и не имеют возможности выстроить между собой постоянную коммуникацию.
Одна из главных проблем, стоящих перед Советом, - кадровая. В этом году ФАНО удалось добиться значительных результатов сразу по нескольким направлениям кадровой политики. Значительно снизился средний возраст директорского корпуса – с 65 до 58 лет, а доля руководителей в возрасте до 40 лет выросла с 2% до 7%, по сравнению с 2015-ым годом. Подготовлен молодой кадровый резерв – 1800 человек, готовых занять в институтах позиции от заведующего лабораторией до директора. Алексей Лопатин отметил в этом вопросе положительную роль журналистов, формирующих позитивный образ науки, что увеличивает интерес к ней среди школьников и студентов, а следовательно, способствует кадровому омоложению.
По-прежнему, но не так остро, как в начале 2000-ых, стоит вопрос об эмиграции российских ученых за границу. По мнению Михаила Котюкова, проблему уровня жизни ученых в России не стоит драматизировать: средние зарплаты в ведущих институтах сопоставимы с западными и составляют 100-150 тыс. руб. Однако все еще сильным остается разрыв, во-первых, между учеными и инженерно-техническими службами в институтах, а во-вторых, между учеными в Москве и регионах. Оба вопроса стоят на повестке дня и будут решаться в следующем году. Также усиливается государственная жилищная поддержка ученых. Сертификаты на приобретение жилья в 2017-ом году получили 213 ученых, что на 59 больше по сравнению с прошлым годом. Кроме того, реализуется 36 проектов создания жилищно-строительных кооперативов с государственной поддержкой. Юрий Балега назвал в качестве одной из причин эмиграции слабо развитую инфраструктуру науки. По его словам, для эффективного обновления материальных ресурсов и достижения мирового уровня инструментальной базы необходимы вложения, в десятки раз превышающие те, что есть сейчас.
На пресс-конференции активно обсуждался вопрос популяризации науки. Михаил Котюков рассказал о проекте «Академический класс» в Москве и регионах. Около 20 московских школ сотрудничают с академическими институтами. Сотрудники ведут занятия в школах, а школьники выполняют работы в институтских лабораториях, получают первичный опыт профессиональной ориентации. Весной 2017-го года был проведен конкурс научных работ среди школьников, прошедший на очень высоком уровне, благодаря непосредственному кураторству ученых.
С 2015-го года проводятся масштабная реструктуризация научных организаций, подведомственных ФАНО. К декабрю 2017-го года в 234 учреждениях завершена реорганизация, они преобразованы в 53 центра. Валерий Бухтияров назвал это направление чрезвычайно важным: в России формируются крупные научные центры, которые могут проводить исследования по приоритетным направлениям науки и техники. Внутри центров начали вырабатываться комплексные планы научных исследований в разных отраслях науки. Это открывает колоссальные возможности для сотрудничества ученых, позволяет если не избегать дублирования, то добиваться синергического эффекта. Наконец, с такими площадками объединения разных научных сил успешнее сотрудничают крупные экономические партнеры.
Таким образом, к 2017 году руководству ФАНО удалось достичь существенных результатов: достигнуто взаимопонимание с РАН; повышается уровень жизни ученых в России; создано 53 крупных исследовательских центра для комплексного решения приоритетных задач науки; достигнута ясность в вопросе недвижимого имущества научных организаций и минимизированы возможности нарушений в этой сфере; разработаны критерии оценки эффективности деятельности научных организаций, подведомственных Агентству; достигнуто значительное омоложение кадрового состава, в том числе директорского корпуса; впервые бюджет ФАНО достиг отметки 2014 года и на начало 2018 года составляет 10,6 млрд рублей.
Михаил Котюков выразил намерение в будущем году определить место каждого института в деятельности по реализации Стратегии научно-технологического развития России, развивать взаимодействие между ФАНО и РАН, углублять связи с индустриальными партнерами. Руководитель Федерального агентства заявил, что для эффективной работы необходимы компетентные в вопросах науки и управления директора, а также сильные «боеспособные» коллективы, разумно сочетающие молодость и опыт.