15 июня в одном из павильонов Гостиного двора открылась выставка двух современных художников — Александра Васильева-Липецкого и Екатерины Лебедевой — добрых друзей Сергея Петровича Капицы. Экспозиция получила многозначное название «Триединство».

Что объединяет искусство и науку? Древнегреческий философ Платон утверждал, что одно из проявлений Прекрасного – это законы Космоса, и их познание есть эстетическое действие.  Именно в эстетическом созерцании объединяются наука и искусство. В античном мире наука, искусство и религия были едины. «Бог всегда остается геометром», – говорил Платон. На каком-то этапе началась эра специализации, и каждый из этих великих двигателей культуры пошел своим путем, используя присущие ему инструменты, занимаясь при этом одним делом – познанием мира и человека. 

Художники Екатерина Лебедева и Александр Васильев-Липецкий  в своем творчестве преодолевают «дисциплинарные барьеры», открыто и смело декларируя «триединство» искусства, науки и религии. Это «триединство» отражает философскую теорию двух авторов: по их мнению, все сущее состоит из трех составляющих — материи, информации и энергии, и это прямая аналогия религиозного триединства.  Художники уверены, что развивающиеся сегодня по отдельности наука, религия и искусство должны стать единым целым, чтобы вместе постичь внутренний мир человека, его эмоции, впечатления и воспоминания. Наука много веков пыталась сделать это самостоятельно, но так и не смогла объяснить, что движет человеком и каков его внутренний мир.

На мой взгляд, наука сегодня должна обратиться в сторону искусства и религии, — рассказывает Екатерина Лебедева. — Именно эти три единства — наука, искусства и религия — должны вместе сотрудничать для постижения и изучения того, что на самом деле мало изучено на сегодняшний момент. Мы очень много знаем про другие планеты, у нас колоссальные достижения в области компьютерных технологий. Но, как ни странно, мы совершенно не знаем про самого человека. И внутренний мир человека для науки абсолютно закрыт. Конечно, есть исследования головного мозга, есть исследования нервной системы, но именно внутренний мир и возможности человека — они не всегда связаны с движением ног или работы печени. Они связаны часто с чем-то другим. В этом направлении работают искусство и религия — постигают внутренний мир человека.

 

Живопись Александра и Екатерины — путь к материализованному представлению информации, проводник в глубины человеческого подсознания, катализатор давно забытых эмоций, воспоминаний, впечатлений. У каждого человека они свои — индивидуальные, отличные от эмоций других людей. Эта индивидуальность и оригинальность эмоций и воспоминаний каждой отдельно взятой личности — уникальное проявление его внутреннего мира, который и делает его живым человеком. И потому восприятие картин у каждого человека будет свое — именно этого и ждут художники от гостей выставки.

— Что же отличает человека от программы? Что доказывает, что наш интеллект — не искусственный, а настоящий?, — продолжает Екатерина Лебедева. — Это наши впечатления, воспоминания. Если у вас есть воспоминания, вы чувствуете себя человеком. И вот здесь на помощь приходит иммерсивная живопись [от английского глагола to immerse — «погружаться» — прим. НР]. Смысл иммерсивной живописи в том, что подсознание зрителя вступает в контакт с произведением искусства, и от этого у человека «всплывают» впечатления или воспоминания, и создается уникальный образ. Мой муж — Александр Васильев-Липецкий — как раз пишет иммерсивные картины, особенно это видно в его пейзажах. Два человека могут одновременно любоваться пейзажем, и один скажет: «Это же улица в Москве!», — а другой скажет: «Да нет же, это берег моря!». И они оба будут абсолютно правы, они будут видеть именно то, что они видят. И им будет казаться, что это практически реализм. Все дело во впечатлениях и подсознании. 

Сам Александр Васильев-Липецкий признался, что его творчество нельзя рассматривать лишь под одним углом: "Здесь нет однозначного подхода, я ушел от этого. Здесь нет канонических сюжетов. Я стремился передать музыку...".

 

Останутся ли искусство и наука в XXI веке по разные стороны границы? Начнут ли ученые и художники искать смыслы внутри каждого из этих способов познания, находя перспективы взаимного влияния? Оба художника не только верят в это, но и сделали первый шаг в этом направлении. Выставка «Триединство» – яркое тому подтверждение.