Специалисты ПГНИУ провели исследование, предложив его участникам нарисовать карту России, используя свои знания.  На ней они изобразили знаковые географические объекты с ассоциациями. Полученные данные – «наивные» карты оцифровали филологи университета через информационную систему «Семограф». Они провели семантический анализ полученных данных участников из трех городов. Среди них: Пермь, Бийск и Оренбург.

Результат показал, что геоконцепт "Москва" для бийчан и оренбуржцев связан с географией города, а точнее с Кремлем и Красной площадью. Участники из Перми указали ассоциации из личного опыта: «толкотня» мегаполиса, география города,  экономика, – такие данные не позволили исследователям отнести их в одну категорию.

«Геоконцепт "Москва" как система смыслов имеет вариативность и конструируется в зависимости от того, из какой точки страны на неё смотрят. Но у всех жителей исследуемых регионов чаще встречались негативно окрашенные ассоциации с городом, например "коррупция”, “спешка”, “нездоровье”, “пробки”», – отмечает профессор кафедры теоретического и прикладного языкознания ПГНИУ Константин Белоусов.

Эксперимент сейчас реализуется в цифровом формате, поэтому участие в нем могут принять все желающие. Чтобы это сделать, нужно через приложение «Студия креативных карт» по памяти создать карту России.  А затем добавить рисунок в свой личный аккаунт в соцсетях, телеграмм-канал Examples of mind maps или в группу «Наивная география» в Фейсбуке. 

Работы по исследованию геоконцепта «Москва» проводятся в рамках проекта «Геоконцептология и региональная идентичность». Его поддержал Российский научный фонд. Группу иследователей составили специалисты из разных сфер: филология, психология, социология и математика. Руководитель проекта - доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ Наталья Зелянская.

Фото на странице: Nikolay Vorobyev Фотобанк Unsplash