Астрофизик Кевин Шлауфманн (Kevin Schlaufman) из Университета Джонса Хопкинса (США) предложил новый критерий для разграничения планеты и коричневого карлика. Исходя из состава звезды, вокруг которой вращается небесное тело, и механизма его формирования, ученый делает вывод, что предельная масса планеты не может превышать 10 масс Юпитера. Статья ученого опубликована в The Astrophysical Journal.

Он изучил данные по 146 планетным системам с газовыми гигантами и коричневыми карликами и пришел к выводу, что тела с массой от 1 до 4 масс Юпитера вращаются  вокруг звезд, в составе которых много ядер элементов тяжелее гелия (они называются высокометалличными). Небесные тела тяжелее 10 масс Юпитера оказываются на орбитах низкометалличных звезд. Дело в том, что звезды с более тяжелыми элементами в их аккреционных дисках с большей вероятностью смогут строить планеты. Коричневые карлики, в то же время, наоборот, «собираются» из облаков газа и пыли. Так что небесные тела тяжелее 10 Юпитеров, вероятнее всего, образовались вторым методом, а значит, это не планеты.

Критерий, предложенный Шлауфманном, позволит более четко относить небесные тела в далеких звездных системах к экзопланетам или субзвездным объектам — коричневым карликам, что затруднено сейчас.

И, увы, этот критерий не позволит Плутону вернуться в семейство планет нашей Солнечной системы.

[Иллюстрация: ESO/M. Kornmesser]