Специалисты МГУ имени М.В. Ломоносова оценили результаты участников заключительных этапов олимпиады «Я – профессионал» по направлениям «Химия» и «Биология», за которые отвечает МГУ, в очном и заочном формате. В ближайшее время организаторы направлений олимпиады, а в этом году их 73, определятся с форматом проведения финала (заключительного этапа) этого мероприятия, и данные Московского университета могут стать определяющим фактором в данном решении.

0B2A6861

«По нашим данным, наиболее эффективной формой проведения заключительного этапа стала модель, где заключительный этап проходит не в один тур, а в два, – рассказал один из авторов исследования, ответственный за организацию олимпиады в МГУ зампроректора университета, к.г.-м.н., доцент Михаил Копчиков. – Если полуфинал проходит в дистанционном формате с применением прокторинга, то финал в очном формате позволяет подтвердить объективность результатов полуфинала. Это подтверждается высокими значениями коэффициента корреляции. Однако наиболее точно оценить профессиональные компетенции участников позволяет финал в форме теоретического и практического (экспериментального) тура.

По мнению автора, финал в форме теоретического и практического тура особенно актуален для студентов специалитета и магистратуры. Низкие значения коэффициента корреляции между теорией и практикой показывают, что участники заключительного этапа обладают разными компетенциями. Так, химики подразделяются на теоретиков и экспериментаторов. Хороший теоретик не всегда блестяще выполняет экспериментальные задачи, а прекрасный экспериментатор, наоборот, может испытывать трудности с решением теоретической части. Подобные эффекты могут наблюдаться и по разным направлениям: по физике, химической технологии, биотехнологии и в других сферах. «Исключая практический тур, мы тем самым затрудняем карьерную траекторию экспериментаторам, – подчеркнул соавтор исследования, пресс-секретарь химического факультета МГУ Сергей Ивашко. – А любой химик скажет вам, что специалисты-синтетики ценятся на вес золота».

«С точки зрения организаторов, ключевая задача практического тура – выявить наиболее талантливых студентов из числа призеров, которые станут медалистами и победителями, – отметила соавтор исследования, председатель Студсоюза МГУ Екатерина Зимакова. – А с точки зрения студентов, практический тур – это интересный опыт, который служит дополнительной мотивацией к участию в олимпиаде».

«Если направление олимпиады не предполагает экспериментальных заданий, то финальное испытание может быть в виде проекта на заданную тему, основанного на экспериментальных данных, – предложил соавтор работы, замначальника управления по работе с талантливой молодежью МГУ, к.ю.н., доцент Александр Наумов. – Мы понимаем, что организация практического тура – очень ресурсоёмкое мероприятие. Однако наш опыт показывает, что финал в двухэтапном формате придает существенную мотивацию участникам для поступления именно в тот вуз, в котором проходит практический тур».

Отборочный этап 6-го сезона Всероссийской студенческой олимпиады «Я – профессионал» – флагманского проекта АНО «Россия – страна возможностей» завершился 4 декабря 2022 года. Традиционно он проходил в онлайн-формате. Почти 2800 участников этапа – студенты МГУ имени М.В. Ломоносова. Это на 15% больше, чем в юбилейном, пятом сезоне. Студенты МГУ приняли участие практически во всех направлениях олимпиады, среди наиболее популярных у них «Биология», «Математика», «Экология», «Биотехнологии» и «Химия».

 

Информация и фото предоставлены пресс-службой химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова