15 ноября 2021 года в рамках XIX Международной конференции «Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса» выступил с докладом Борис Николаевич Порфирьев, научный руководитель Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Основная задача спикера – обозначить проблемы экономики климатических изменений. 

Фото: Андрей Луфт

Б.Н. Порфирьев классифицирует экономические риски на непосредственно природно-климатические, связанные с биологическими и физическими явлениями, и климатически обусловленные, зависимые от влияния политической сферы и принятия неэффективных решений. 

Докладчик подметил важность соотношения климатических рисков с другими угрозами качества жизни и условно обозначил этот фактор как «цену вопроса».

Субъективная оценка климатического риска сильно подвержена влиянию политических тенденций. Б.Н. Порфирьев рассказал о базовой стратегии улучшения экологического состояния – «низкоуглеродном развитии» – и назвал ее основные недостатки: подчеркивание антропогенного генезиса, игнорирование природной изменчивости. Спикер подчеркнул радикальность общепринятой позиции «борьбы с изменениями климата». Борьба заключается в стремлении свести количество углеродных выбросов к нулю: «Согласно Парижскому соглашению, каждая страна, принявшая стратегию, должна разработать план по сокращению углеродных выбросов с низким уровнем эмиссий и учитывая попутные цели: борьбу с нищетой, инклюзивный экономический рост. Целевая функция – нулевой выброс метана к 2050 году. Началась глобальная гонка за углеродной нейтральностью».

Полтора месяца назад стратегию приняли 30 стран. После конференции ООН по изменению климата – еще 10 государств.  Однако страны соотносят заданный план с реальными возможностями и перспективами, адаптируют базовые тезисы, иначе будет остановлено их экономическое развитие. Например, Китай планирует к 2030 году достичь максимума в количестве углеродных выбросов, а к 2060 году – снизить их до нуля.

Россия также будет стремиться к углеродной нейтральности. Однако докладчик отмечает, что для адекватного функционирования экономики в этих условиях нужно поднять ВВП минимум на 3%, тогда РФ могла бы безболезненно достичь углеродной нейтральности к 2060 году. 

Но при текущих условиях российская экономика потеряет 2,6% ВВП, за счёт которого в том числе финансируются и климатические программы. При внедрении проекта по улучшению климатической и экологической ситуации важно ориентироваться и на экономическую составляющую во избежание кризиса.

 

Автор: Ксения Луженкова

Фото: Андрей Луфт