Материалы портала «Научная Россия»

Потопленный во время II Мировой корабль рассказал о подводных оползнях

Потопленный во время II Мировой корабль рассказал о подводных оползнях
Речь идет о танкере «Вирджиния», который был потоплен немецкой подлодкой в 1942 году в Мексиканском заливе, недалеко от устья Миссисипи.

Ученые из Луизианского государственного университета (США) под руководством Геолога Сэма Бентли (Sam Bentley), нашли связь между атмосферными явлениями и оползнями на дне Мексиканского залива, рядом с устьем реки Миссисипи. Отчасти им в этом «помог» танкер «Вирджиния», который был потоплен в этом районе немецкой подлодкой в 1942 году. Статью о результатах этого исследования, опубликованную в журнале Geology, пересказывает сайт журнала Science.

Подводные оползни в Мексиканском заливе потенциально представляют большую угрозу для проложенных здесь по дну труб, передающих нефть и газ из разрабатываемых в заливе месторождений. Происходят оползни потому, что река Миссисипи — одна из самых полноводных в мире — постоянно создает в своем устье наносы, которые периодически становятся слишком высокими, и тогда их верхние пласты начинают «съезжать» вниз.

«Вирджиния» затонула когда-то как раз в эпицентре оползней, что отражается на ее положении. Например, с 2004 по 2007 годы судно весом 10 тыс. тонн сдвинулось в сторону от континента в открытое море на 370 метров. Тогда ученые объяснили это мощными ураганами, пронесшимися над Мексиканским заливом в 2004 и 2005 годах.

Перемещения «Вирджинии» оказались удобным индикатором происходящих на дне залива оползневых процессов, так что ученые продолжили отслеживать их и дальше. Каково же было их удивление, когда к 2017 году оползни утащили затонувшее судно еще на 60 м к югу, хотя больших штормов за эти годы зафиксировано не было. Напрашивается вывод, что оползни могут провоцировать и другие факторы. Вопрос в том, какие именно.

Ученые из Луизианского университета предприняли по этому поводу специальное исследование, на грант федерального Бюро по управлению океанской энергией (Bureau of Ocean Energy Management, BOEM). Бентли с коллегами измерили движения океанической коры в нескольких точках, взяли там пробы осадков и сравнили их с хроникой атмосферных явлений.

Вывод, к которому они пришли, таков: все дело в массах холодного воздуха, которые проходят над заливом зимой. Они увеличивают высоту волн и создают разницу давлений, которая может провоцировать оползни, сдвигающие донные отложения на расстояние до метра ежегодно. «Это должно было быть что-то менее мощное, чем ураганы, и следующими наиболее вероятными кандидатами были зимние холодные фронты», — объяснил Бентли.

Это открытие имеет важное значение не только для защиты нефте- и газопроводов, но и для сохранения затонувших кораблей, подобных «Вирджинии».

Напомним, два года назад анализ отложений на дне Аравийского моря рассказал, почему высыхает Африканский рог.

мексиканский залив миссисипи нефть оползни трубопроводы ураганы

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий