Доктор Пола Джофре (Paula Jofré) из Кембриджского университета и ее коллеги построили своего рода филогенетическое древо, которое соединило ряд звезд в нашей галактике. Для этого она применила аналитические принципы, хорошо знакомые биологам и археологам. О своей работе она рассказала в публикации в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Группа выбрала для анализа 22 звезды, в том числе наше Солнце. Были тщательно изучены данные о химических элементах, поступающие от больших наземных телескопов на севере Чили, работающих с большим разрешением. После того, как «семейные связи» были определены посредством своего рода химического ДНК, ученые стали анализировать их эволюцию, на основании данных о возрасте звезд и их кинетических свойствах, полученных в рамках космической миссии Hipparcos — этот аппарат, запущенный Европейским космическим агентством, вращается вокруг Земли и имеет целью картирование неба. Такого рода исследования астрономы именуют космической археологией.

Звезды рождаются в результате масштабных взрывов газовых облаков. Соответственно, две звезды и идентичным химическим составом были, вероятнее всего, рождены в одном молекулярном облаке. Некоторые из звезд исключительно древние другие не очень, но все они позволяют судить о химическом составе газовых облаков эпохи формирования этих звезд. (Самая древняя насчитывает жизни около 10 миллиардов лет, что вдвое больше возраста нашей звезды, самой молодой всего 700 миллионов лет).

«Разница между звездами и животными огромна, но все они обладают свойством меняться со временем», — сказал профессор Роберт Фолей (Robert Foley), из Центра Леверульма по исследованиям в области эволюции человека.

Конечная цель — создать общее древо для всех звезд в Млечном пути, что облегчается все увеличивающимся потоком новых данных, поступающих от различных околоземных и наземных аппаратов и продолжающихся (число их будет увеличиваться) спектроскопических обследований. «Наука использования алгоритмов определения связей между звездами постоянно развивается, — сказала Джофре. — Филогенетические деревья дают нашей работе дополнительное измерение, отчего этот подход так ценен. Ветви этого древа показывают нам общую историю звезд».