Портативный сканер мозга позволит показать, как взаимодействуют нейроны

Носимый магнитоэнцефалограф, созданный учеными из Великобритании, позволяет  визуализировать работу нейронов путем измерения магнитных полей.

Ученые из Ноттингемского университета создали первый в мире портативный магнитоэнцефалограф (МЭГ). Ранее такое исследование можно было провести только при полной неподвижности пациента внутри громоздкого аппарата. Статья ученых опубликована в Nature.

Технология магнитоэнцефалографии (МЭГ) основана на измерении и визуализации магнитных полей, возникающих вследствие электрической активности мозга. Это дает уникальную возможность записывать в режиме реального времени «разговоры» нейронов мозга. Но до настоящего момента технологию нельзя было использовать, если пациент находится в движении, что сильно ограничивало ее применение — например, для детей.

В новом шлеме для МЭГ сенсоры зафиксированы относительно мозга человека, а не относительно стационарного сканера, как обычно. Датчики  интегрированы непосредственно в поверхность шлема и подключены к системе для подавления внешних магнитных полей. Чтобы аннулировать влияние магнитного поля Земли, исследователи применили набор из бипланарных электромагнитных катушек, которые генерируют магнитное поле, в точности противоположное земному, чтобы аннулировать его влияние на измерения.

Создатели портативной версии МЭГ продемонстрировали, как они измеряют активность мозга, пока люди совершают естественные движения: кивают, пьют чай или даже играют в пинг-понг.

нейроны сканирование мозга