Звезды-близнецы, изображенные на фото, растут в «колыбели» околозвездных дисков из пыли и газа. Переплетающиеся витки этих дисков сплелись в структуру, по форме напоминающую крендель. Снимок был получен с помощью телескопа ALMA. Он раскрывает внутреннюю структуру двойной системы звезд, сообщается на сайте Европейской южной обсерватории. Описание открытия представлено в журнале Science.

Два «близнеца» были обнаружены в звездной системе [BHB2007] 11. Они являются самыми молодыми членами небольшого звездного скопления в темной туманности Барнард 59, которая сама является частью туманности Труба (Pipe Nebula). Последняя находится в созвездии Змееносца, на расстоянии 600-700 световых лет от Земли.

«Мы видим [на фото – НР] два компактных источника, которые мы интерпретируем как околозвездные диски вокруг двух молодых звезд», – объясняет руководитель исследования Фелипе Алвес (Felipe Alves) из Института внеземной физики Общества Макса Планка (MPE, Германия). Околозвездный диск – это кольцо пыли и газа, которое окружает молодую звезду. Каждый из этих дисков размеров близок к поясу астероидов в нашей Солнечной системе, а расстояние между ними в 28 раз больше расстояния между Солнцем и Землей.

Два околозвездных диска окружены еще большим диском общей массой около 80 масс Юпитера (самой большой планеты в Солнечной системе), который отображает сложную сеть пылевых структур, распределенных по спирали. Эти структуры и закручиваются в «петли кренделя».

«Это действительно важный результат, – подчеркивает Паола Казелли (Paola Caselli), управляющий директор MPE, руководитель Центра астрохимических исследований и соавтор исследования. – Мы наконец представили себе сложную структуру молодых двойных звезд с питающими их нитями, соединяющими их с диском, в котором они родились».

Звезды-младенцы накапливают массу, черпая ее из большего диска, в два этапа. Первый этап – когда масса вещества переносится с большого диска на отдельные околозвездные диски красивыми закрученными петлями, что и было показано на новом изображении ALMA. Анализ данных также показал, что менее массивный, но более яркий околозвездный диск – тот, что находится в нижней части изображения, – накапливает больше материала. На втором этапе звезды растут, «питаясь» пылью и газом из своих околозвездных дисков.

[Фото: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), ALVES ET AL.]