Группа физиков и астрономов под руководством Агустина Санчеса-Лавега (Agustín Sánchez-Lavega) из университета Бильбао попыталась установить причину загадочного явления в марсианской атмосфере. Свое исследование они опубликовали в журнале Nature.

В марте 2012 астрономы-любители увидели, что на поверхности красной планеты появился небольшой выступ в южном полушарии. Его можно было наблюдать в течение примерно 10 дней, после чего выступ исчез. Через месяц он снова появился на 10 дней. После этого загадочное явление больше не повторялось.

Ученые предложили две версии, что это могло быть. Согласно первой, это было облако, поднявшееся на высоту свыше 200 км. Облака из замерзших кристаллов углекислого газа и воды не раз наблюдали на Марсе, однако обычно они поднимались не выше 100 км. Как говорит Санчес-Лавега, непонятно, что могло бы заставить облако на куда большую высоту, поскольку пыль, из которой они образуются, скорее характерна для высот около 60 км. Куда более основательной версией ему представляется та, что астрономы стали свидетелями сверхсильного полярного сияния, в 1000 раз превосходящее самое сильное на Земле. В пользу этой версии говорит и то, что в ходе анализа многочисленных снимков поверхности Марсы были выявлены и другие появления выступов, хотя и менее крупных, которые вскоре исчезали.

Стоит напомнить, что портал Научная Россия недавно рассказывал о том, что ученым удалось заснять внешний вид Южного полюса Марса, который находится в районе возможного северного сияния.