В архивах Европейского космического агентства популяризатор космической науки Билл Данфорд (Bill Dunford) обнаружил удивительный снимок южного полюса Марса, сделанный аппаратом Mars Express еще 17 декабря 2012 года. Красивую находку опубликовал сайт ESA.

Мы привыкли видеть Марс в красно-рыжих цветах, с поверхностью, изъеденной каналами и кратерами, но он не всегда такой. Центр этого снимка занимает ледяная полярная шапка из воды и углекислого газа. Она выглядит гладкой, а при увеличении на ней проявляются неровности рельефа — пики, впадины, плато. Диаметр ледяной шапки порядка 350 км, самое толстое место достигает мощности 3 км. Это постоянный ледник, он существует круглый год. В зимние месяцы сверху него нарастает ледяная шапка из сухого углекислого газа, которая расползается по региону, но к лету тает.

Снимок сделан аппаратом Mars Express в инфракрасном, зеленом и голубом диапазоне волн с использованием стереокамеры высокого разрешения.

В отличие от южного полярного региона — отчасти плоского и отчасти выпуклого — Северный полюс Марса представляет собой впадину. Его ледяная шапка, хотя и гораздо больше южной, также состоит из двух слоев — водяного льда с пылью снизу и сухого углекислого газа сверху. Форму и рельеф северной ледяной шапки можно оценить, например, на этом снимке Mars Express.

Аппарат Mars Express прибыл к Марсу в декабре 2003 года, и с тех пор вращается на его орбите. Он передал на Землю тысячи снимков поверхности Красной планеты, карт полезных ископаемых и данных об атмосфере и помог ученым сделать множество открытий. Портал Научная Россия не раз публиковал фотографии и и рассказывал об открытиях, сделанные с помощью Mars Express — например, о каналах бассейна Исидис и карте распределения воды в атмосфере Марса.