Поиск ДНК в осадках эпохи плейстоцена может стать полезным инструментом для археологов

Новый метод позволил обнаружить ДНК неандертальцев и денисовских людей в четырех пещерах, где собственно костей не сохранилось — зато метод показал себя полезным для изучения эволюции человека.

Вивиан Слон (Vivian Slon) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка и ее коллеги исследовали, может ли ДНК гоминида выживать в отложениях на археологических участках даже в отсутствие костей. Ученые обнаружили такие ДНК в четырех пещерах и считают, что этот метод представляет собой ценный инструмент для восстановления эволюционной истории человека, да и других видов млекопитающих. свои результаты исследователи изложили в статье, опубликованной в журнале Science.

Исследователи собрали 85 проб отложений из семи плейстоценовых участков в Европе и России, где, как уже известно, жили древние люди. Из ДНК млекопитающих, идентифицированных в этих образцах, они выделяли митохондриальную ДНК (мтДНК). Крупномасштабный скрининг этой мтДНК показал неандертальскую ДНК в четырех пещерах и ДНК денисовского человека в другой. Результаты могут помочь в проведении ДНК-анализа осадков в качестве полезной археологической процедуры.

Важно, что высокочувствительный метод скрининга, который применяли ученые, идентифицировал древние последовательности ДНК гоминидов даже там, где хотя и предполагалось присутствие неандертальцев, но никогда не было доказано.

На сегодняшний день анализ ДНК у архаичных индивидуумов дал значительный объем информации для понимания эволюции. Однако окаменелостей эпохи плейстоцена (часто называемого ледниковым периодом) было найдено недостаточно, что затрудняло изучение передвижений древних людей в ту эпоху.

[Фотография: MPI f. Evolutionary Anthropology / S. Tüpke]