Почему с возрастом раны заживают все медленнее

Клетки кожи медленнее мигрируют к ране, чтобы ее зарастить, из-за ухудшившейся координации с клетками иммунной системы.

Ученые из Рокфеллеровского университета (США), под руководством профессора Элен Фукс (Elaine Fuchs) разобрались, почему раны с возрастом начинают заживать медленнее. Статью по результатам их исследования, опубликованную в журнале Cell, пересказывает пресс-релиз Рокфеллеровского университета.

Фукс и ее коллеги ставили опыты на коже мышей в возрасте от двух месяцев до двух лет. Для человека это эквивалентно разбросу от 20 до 70 лет.

Заживление ран на поверхности тела — сложный процесс, в котором участвуют разные типы клеток. Если очень упростить, то на ключевом этапе кератиноциты (клетки кожи) мигрируют к краям раны, так, что она постепенно затягивается. Этот процесс должен постоянно координироваться с клетками иммунной системы, которая следит, чтобы через рану в организм не попала инфекция или какое-либо чужеродное вещество.

Эта координация происходит на биохимическом уровне и, как оказалось, со временем начинает работать все хуже. «Наши эксперименты показали, что по мере старения помехи в коммуникации между клетками кожи и иммунными клетками замедляют осуществление этого этапа [заживления раны]», — объяснила профессор Фукс.

Это открытие в перспективе может позволить разработать медицинские средства, ускоряющие регенерацию кожи у людей пожилого возраста. «Возможно, удастся активировать пути, помогающие клеткам кожи лучше коммуницировать с соседними иммунными клетками и усилить сигналы, которые в норме ослабевают с возрастом», — сказала руководитель исследования.

Процесс регенерации живых тканей находится в центре внимания ученых, и в это области в последнее время сделано немало интересных открытий. Например, установлено, что раннее развитие мозга и регенерацию регулирует один механизм, а способность сердца к регенерации связана с длиной теломер (концевых участков хромосом, которые с возрастом укорачиваются).

заживление ран раны регенерация