Американские ученые обнаружили, что столь быстрый "ремонт" проводят некоторые белки. При этом они не оставляют на коже рубцов, - пишет издание Science News

Некоторые ведущие регуляторы активности генов работают "сверхурочно" во рту, чтобы залечить раны без рубцевания, сообщают исследователи в журнале Science Translational Medicine. Эти регуляторы - белки SOX2, PITX1, PITX2 и PAX9, которые относятся к факторам транскрипции: они контролируют процесс синтеза мРНК на матрице ДНК. Эти белки вырабатываются в специальных клетках - кератиноцитах, которые составляют около 90% всего эпидермиса человека. Основная функция этих клеток - создание "барьера", через который не из внешней среды не проникнут вирусы и бактерии. Белки-регуляторы, о которых сказано выше, активны, однако, только в клетках кожи рта. Они удерживают воспаление, которое может привести к образованию рубцов, и включают "молекулярные программы", связанные с движением клеток и закрытием раны, говорят ученые из Калифорнийского университета и Национального института здравоохранения США.

Знание механизма исцеления кожи во рту может в конечном итоге привести к разработке терапии, которая способна устранить язвы кожи, не оставляя шрамов. Поскольку регуляторы участвуют во многих биологических процессах: например, они отвечают за развитие организма, - ученые должны выяснить, какой из этих процессов важен для заживления ран, говорит Луис Гарза (Luis Garza), исследователь кожи и дерматолог из Школы медицины Джона Хопкинса. Исследование может дать некоторые подсказки.

Авторы работы провели эксперимент. Они делали небольшие раны как на коже слизистой оболочки во рту, так и на внутренней стороне рук 30 добровольцам. Ротовые раны зажили примерно в три раза быстрее, чем раны, сделанные на коже рук: в среднем со скоростью около 0,3 миллиметра в день во рту по сравнению с менее 0,1 миллиметра в день на руке. Также ученые уменьшили количество PITX1 и SOX2 в кератиноцитах, выращенных в лаборатории, - и это изменило активность генов, связанных с движением клеток. А когда они, наоборот, увеличили уровень SOX2 в коже мышей, заживление раны прошло намного быстрее: не за девять дней, а за три.

Возможно, тот факт, что кожа во рту и на других слизистых оболочках быстро заживает, не должно быть неожиданностью. Гарза отмечает, что это может быть следствием эволюции позвоночных животных, которые начали развиваться в водной среде. "Мы потратили большую часть своего времени на изучение того, как восстанавливать раны под водой. Поэтому имеет смысл, что мы действительно хорошо восстанавливаем раны на нашей влажной слизистой оболочке", - подчеркивает учёный.

На фото справа: Маленькие раны, сделанные на коже рук (верхний ряд), заживали более шести дней, а раны во рту (нижний ряд) быстро закрывались без шрама. Черно-белая полоска показывают размер ран. Синие стежки указывают на место, где была рана.

[Источник фото: Science News]