Новое исследование показало, что птицы отказались от зубов, чтобы ускорить выведение яиц, - пишет phys.org.

По сравнению с инкубационным периодом яиц динозавров, длившимся в течение нескольких месяцев, современные птицы вылупляются за несколько дней или недель.

Это связано с тем, что не нужно ждать, пока у эмбриона начнут развиваться зубы. Этот процесс может занимать до 60 процентов инкубационного времени, - объясняют исследователи Цзу-Руйя Ян и Мартин Сандер из Боннского университета.

В прошлом для динозавров, а сейчас для птиц большой проблемой становится уязвимость эмбриона в яйце перед хищником и стихийными бедствиями, в отличие от млекопитающих, потомство которых безопасно развивается внутри матери. Поэтому более быстрое вылупление птенцов из яйца повышает шансы на выживание.

«Мы полагаем, что потеря зубов у птиц была побочным эффектом естественного отбора в пользу быстрого роста эмбрионов и, следовательно, более быстрой инкубации», - объяснили ученые в журнале «Biology Letters».

В предыдущих исследованиях, выдвигались версии, что птицы - потомки динозавров - потеряли свои зубы, чтобы улучшить полет. Однако это не объясняло, почему у некоторых нептицеподобных динозавров в эпоху мезозоя тоже развились схожие беззубые клювы.

Другие исследователи приходили к выводу, что клювы удобнее для приема пищи, которую употребляют птицы. Но некоторые динозавры с совершенно другой мясной диетой также отказались от зубов в пользу остроконечных клювов.

Ян и Сандер заявили, что понимание пришло благодаря исследованию, опубликованному в прошлом году, в котором было обнаружено, что инкубационный период яиц нелетающих динозавров занимал больше времени, чем предполагалось ранее, - от трех до шести месяцев.

Это происходило из-за медленного образования зубов, которое исследователи проанализировали, исследуя линии роста зубов двух эмбрионов динозавра.

Более быстрый инкубационный период помог бы ранним птицам и некоторым динозаврам, которые беспокоились о своих яйцах, оставшихся в открытых гнездах.

Исследователи признали, что их гипотеза не согласуется с беззубостью черепах, которые все еще имеют длительный период инкубации.

[Фото: phys.org]