Волки бегают не по всем тропинкам, ласточки летают не хаотично, а моллюски соединяются совсем не для красоты. И вот, почему.
«Желание общаться при любом случае с другими особями того же вида или даже другого вида является проявлением общительности и отличительной чертой любого живого существа». Уильям Генри Хадсон, «Натуралист на Ла-Плате» Нью-Йорк, 1985
Жизнь людей выстроена в особую систему. Тысячи индивидов привыкли действовать по своей программе, где всему есть свое время и место. Но такой порядок есть еще в одном мире, животном. Чтобы убедиться, достаточно посмотреть на муравейник, где все налажено, как в часовом механизме со множеством винтиков и колесиков. Каждый его маленький житель выполняет немаленькую миссию.
В мире позвоночных животных есть и нежная привязанность, и необузданная жестокость, и обман. Даже борьба за власть или жизненное пространство. Напоминает человеческий мир? Конечно, да! Но отличия все-таки есть. Поведение животных, в том числе высших позвоночных, в большей мере контролируется инстинктами – врожденными программами, зафиксированными на генетическом уровне.
В то же время, большинство зоологов и социологов уверены, что практически всё поведение человека контролируется не генетическими программами, а культурными моделями (традициями или правилами).
Животным же свойственна биосоциальность.
Биосоциальность - свойство живых организмов, которое проявляется в их способности и потребности к взаимодействиям друг с другом на основе использования тех или иных средств общения (коммуникации).
Такое универсальное свойство относится не только к подвижным животным, но и к животным, которые больше напоминают растения (модульные организмы).
Модульные организмы: кораллы, гидроиды, мшанки, колониальные асцидии
Вот почему
Устройство социальных структур животных связано со множеством причин: экологией, временем года, погодными условиями, плотностью популяции или соседством с близкородственной группой, претендующей на сходные ресурсы питания. Но и это не все. Еще один немаловажный фактор – история и традиции конкретной группы.
Так, шимпанзе заметно отличаются характером использования орудий, техникой добычи пищи, индивидуальными привязанностями взрослых особей.
В целом, взаимоотношения у обезьян разнообразны настолько, что строить однолинейные модели социальной эволюции человека на основе анализа лишь одной группы – не совсем верно. Различия в поведении между видами (или популяциями) ученые объясняют, ссылаясь на распределение пищевых ресурсов и репродуктивных партнеров в пространстве.
Кто здесь главный
Траектория полета ласточки или протоптанная дорожка лисы – это далеко не случайный выбор маршрута. Отношения в пространстве развиваются по определенным правилам. А изучает это отдельная наука – проксемика.
Проксемика – наука о пространственных взаимоотношениях индивидов в сообществах животных.
Главный закон проксемики:
перемещения людей и животных обусловлены отношением друг к другу
и принадлежностью к конкретной культуре или биологическому виду.
У людей это проявляется в культурном пространстве. В английском языке даже есть термин «cultural space» или «cultural bubbles». Последнее на русский дословно переводится «культурный пузырь», размер которого варьируется от культуры к культуре. Так, жители Южной Европы привыкли к тесным контактам и чрезмерной тактильности. В то же время, это абсолютно небывалая практика для арабских стран или Германии. Там считается оскорблением касание пальто, а в Испании – отказ от приветственных объятий.
У животных тоже существует индивидуальная дистанция. И она также сильно варьируется. Например, двустворчатые моллюски, мидии, образуют колонии (мидиевые друзы, до нескольких сотен особей) как средство закрепления на субстрате и для сохранения влаги в отлив. А хищные млекопитающие привыкли охранять свою территорию.
Принципы территориальности (наличия охраняемой территории) у млекопитающих
- Пространственное взаимоисключение соседних участков обитания.
- Обозначение своего присутствия на территории акустическими сигналами.
- Обозначение своего присутствия на территории запаховыми метками.
- Наиболее активное запаховое мечение сосредоточено на рубежах соседних территорий.
У бенгальского тигра есть личная территория, которая может достигать 100 км2. Маршруты перемещений по ней постоянны, но при этом зависят от множества факторов. Среднее суточное перемещение взрослого самца составляет 9,6 км, максимальное - 41 км. Они никогда не позволяют другим самцам постоянно находиться на своей территории и даже временно проходить через неё. Тигры много времени тратят на патрулирование местности, помечая её, царапая деревья, вступая в жесточайшие, часто смертельные драки.
Их практики
Биолог Конрад Лоренц считает, что социальный порядок, культурные практики у людей полностью аналогичны практикам взаимоотношений между особями сообществ животных. А социальные нормы и ритуалы так же характерны для малых и больших человеческих групп, как врожденные признаки, приобретенные в процессе филогенеза, характерны для подвидов, видов, родов и более крупных таксономических единиц.
Специалист в области этики, преподаватель Оксфордского университета С. Кларк писал: «Конечно, хорошо, что мы можем видеть в звере начало человеческой моральности, пусть и в простой форме. То, что животное и человеческое поведение целиком отличны, я нахожу неправдоподобным. Многие из наших отношений уважения и заботы зависят от нашего кровного родства, и потому они либо врожденны, либо им легко обучиться. Мы разделяем это с нашими собратьями-приматами».
Фото на странице и на главной странице сайта: cc0collection / Фотобанк 123RF