На этот вопрос постарались ответить на сессии, посвященной онкологии, которая прошла в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). В целом участники были настроены позитивно: удастся если не победить рак совсем, то, по крайней мере, «побить» его, как сказал модератор беседы Максим Сафонов, директор Green Capital Alliance, профессор РАНХиГС. 

По мнению президента Российской академии наук Александра Сергеева, чем раньше мы научимся «отлавливать» рак – диагностировать его на ранних стадиях, тем быстрее мы придем если не к абсолютной, но все же к победе. Для этого нужно точно знать природу заболевания и понимать, как оно развивается.

Владимир Уйба, руководитель Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России) также считает, что победа над онкологическим заболеванием зависит от того, насколько хорошо получается выявить рак. «Думаю, что поборем. Но делать это нужно не только техникой, но и людьми. Нужен пласт новых онкологов», – добавил спикер.

Дмитрий Майстеренко, директор российского научного центра радиологии и хирургических технологий имени академика А. М. Гранова, отметил, что его центр смотрит в будущее с оптимизмом и сохранить этот настрой помогает национальная стратегия по борьбе с онкологическими заболеваниями. Евгений Хмелевский напомнил, что в 1974-75 гг. благодаря лучевой терапии рака предстательной железы выживало около 30% пациентов, сегодня – 90-95%: «Революция уже произошла, поэтому корректен ли вопрос?».

Не обошлось на обсуждении и без более пессимистичной точки зрения. Ее придерживается Валентин Смирнов, заместитель генерального директора «Росатома», академик РАН. Его ответ на вопрос «можно ли победить рак?» звучит так: полностью рак победить не удастся, получится лишь дальше отодвинуть границу выживаемости пациентов.

- Такие вопросы – они всегда большие, многогранные и на длительную перспективу, – оценил результаты конференции Андрей Каприн, гендиректор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский институт радиологии», главный онколог страны. – Несколько профессоров озвучили, что многое уже сделано – и сделано с хорошими цифрами. Это уже победа. Конечно, работы очень много: заболевание сложное, заболевание монополярное, требующее участия множества специалистов – от первичного звена до сложнейших генетических исследователей, от конструкторов до производителей техники. Но, что важно: идет тенденция к консолидации в борьбе онкологии с раком. Я на Питерском экономическом форуме уже, по-моему, пятый раз. И если на первом вообще не было таких обсуждений, то уже в прошлом году теме было уделено много внимания. Конечно, благодаря выступлению президента Российской Федерации: о внимании к доступности онкологической помощи. И даже здесь прогрессирует эта тематика, собирая вокруг себя все больше и больше разных специалистов.