Ученые сделали вывод, что планеты, полностью покрытые водой, могут быть пригодны для жизни, - пишет eurekalert.org со ссылкой на исследование Чикагского университета и Университета штата Пенсильвания.

Научное сообщество долгое время полагало, что планеты, покрытые глубоким океаном, не будут поддерживать циркуляцию минералов и газов, которые сохраняют климат на Земле и, следовательно, не будут пригодны для жизни. Но новое исследование показало, что планеты-океаны могут быть обитаемы. Авторы основывали свои выводы на более чем тысяче моделей.

«Это действительно отвергает идею, что для жизни вам обязательно нужен клон Земли, то есть планета с земной твердью и неглубоким океаном», - сказал Эдвин Кайт - доцент геофизических наук Университета Чикаго и ведущий автор исследования.

По мере совершенствования телескопов ученые находят все больше и больше планет, вращающихся вокруг звезд в других солнечных системах. Такие открытия приводят к новым исследованиям о том, как жизнь может потенциально существовать на других планетах, иногда сильно отличающихся от Земли - некоторые из них могут быть полностью покрыты водой на сотни миль в глубину.

Поскольку жизнь нуждается в продолжительном периоде, чтобы развиваться, и потому, что свет и тепло на планетах могут меняться по мере того, как их звезды стареют, ученые обычно ищут планеты, у которых есть как вода, так и некоторый способ сохранить их климат стабильным с течением времени. Мы знаем, как это делает Земля. В течение долгого времени наша планета охлаждается, сокращая выброс парниковых газов в минералах, и нагревается, высвобождая их через вулканы. Но эта модель не работает в мире с глубокой водой, покрывающей горные породы и подавляющей вулканы.

Эдвин Кайт и соавтор из Университете штата Пенсильвания Эрик Форд хотели узнать, есть ли другой способ поддержания климата. Они создали симулятор с тысячами случайно сформированных планет и отслеживали эволюцию климата в течение миллиардов лет.

«Удивительно, что многие – порядка 10 процентов - из них остаются стабильными более миллиарда лет, это просто удача», - сказал Кайт.

Эти, возможно, благоприятные для жизни планеты находятся в хорошем месте относительно своих звезд. У них есть необходимое количество углерода и не так много минералов и элементов земной коры, которые растворяются в океанах, выводя углерод из атмосферы. Этим планетам, уже обладающим достаточным количеством воды, нужно только поддерживать циркуляцию углерода между атмосферой и океаном, что в правильных концентрациях является достаточным для поддержания стабильности.

«Сколько времени есть у планеты для развития жизни - это в основном зависит от углекислого газа и того, как он разбит между океаном, атмосферой и горными породами в первые годы, - сказал Кайт. - Кажется, есть способ поддержания жизни на планете в долгосрочной перспективе, без геохимического цикла, который мы наблюдаем на Земле».

Моделирование изначально предполагало, что необходимы звезды, которые похожи на наши собственные, но результаты также оптимистичны в отношении звезд красного карлика. Планеты в системах красных карликов считаются перспективными кандидатами для развития жизни, потому что эти звезды намного ярче, чем наше солнце, давая жизнь в перспективе в течение гораздо более продолжительного периода времени. По мнению ученых, условия, смоделированные в этой статье, могут быть применены к планетам вокруг красных карликов: теоретически все, что вам понадобится, это постоянный свет звезды.