Скопление Персея, расположенное на расстоянии 240 миллионов световых лет от Земли, – одна из самых массивных структур Вселенной, в которой находятся тысячи галактик. Однако среди этого космического ансамбля спутник «Евклид» запечатлел слабый призрачный свет – звезды-одиночки, дрейфующие между галактиками скопления, сообщает Университет в Ноттингеме.

Звезды естественным образом формируются внутри галактик, поэтому присутствие одиночных звезд за пределами этих структур вызвало интригующие вопросы об их происхождении, сообщает миссия «Евклид».

Профессор Нина Хэтч, возглавлявшая проектную группу, говорит: «Мы были удивлены тем, что смогли заглянуть так далеко во внешние области скопления и различить тонкие цвета этого света, который может помочь нам составить карту темной материи, если мы поймем, откуда взялись межгалактические звезды. Изучив их цвета, светимость и конфигурацию, мы обнаружили, что они происходят из небольших галактик».

Звезды-одиночки отличаются голубоватым оттенком и расположением в виде скоплений. Основываясь на этих отличительных особенностях, астрономы, участвовавшие в исследовании, предполагают, что звезды были вырваны с окраин галактик в результате полного разрушения небольших скоплений галактик, известных как карликовые.

Предполагалось, что после отрыва от родительских галактик осиротевшие звезды будут вращаться вокруг самой крупной галактики в скоплении. Однако данное исследование выявило удивительный факт: вместо этого звезды обращаются вокруг точки между двумя самыми яркими галактиками в скоплении.

Доктор Джесси Голден-Маркс, астроном из Ноттингема, участвовавший в исследовании, прокомментировал: «Это новое наблюдение позволяет предположить, что массивное скопление Персея, возможно, недавно претерпело слияние с другой группой галактик. Недавнее слияние могло вызвать гравитационное возмущение, в результате которого либо самая массивная галактика, либо одинокие звезды отклонились от своих ожидаемых орбит, что и привело к наблюдаемому смещению».

Миссия ЕКА «Евклид» направлена на изучение состава и эволюции темной Вселенной. Космический телескоп создаст огромную карту крупномасштабной структуры Вселенной в пространстве и времени, наблюдая за миллиардами галактик на расстоянии до 10 миллиардов световых лет, на более чем трети неба. Евклид изучит, как расширялась Вселенная и как формировалась ее структура на протяжении космической истории, а также узнает больше о роли гравитации и природе темной энергии и материи.

Доктор Мирейя Монтес, астроном из Института астрофизики на Канарских островах, участвовавшая в исследовании, говорит: «Эта работа стала возможной только благодаря чувствительности и резкости телескопа.  Революционная конструкция "Евклида" позволяет получать снимки с такой же четкостью, как у космического телескопа "Хаббл", но на площади, которая в 175 раз больше».

[Фото: ESA/Euclid/Euclid Consortium/NASA, image processing by M. Montes (IAC) and J.-C. Cuillandre (CEA Paris-Saclay)]