Первые позвоночные на Земле появились на мелководье

Почти 100 миллионов лет колыбель эволюции позвоночных была ограничена зоной прибрежных вод глубиной не более 60 метров, сообщают ученые в журнале Science. Исследование решает загадку о том, где возникли наши давние предки.

Ученые давно обсуждают, появились ли животные сначала на мелководье или в глубоких водах, в пресной воде или в соленой. «Главная проблема заключается в том, что летопись ископаемых [позвоночных животных] содержит очень мало образцов за первые 50-100 миллионов лет их существования. А когда окаменелости все же есть, они крошечные», - говорит палеобиолог Лорен Саллан (Lauren Sallan) из Университета Пенсильвании (США).

Саллан и ее коллеги собрали 2827 окаменелостей челюстных и бесчелюстных рыб, которые обитали на Земле 480-360 миллионов лет назад. В эту базу данных команда добавила информацию о средах, в которых жили существа: в прибрежных водах или в более глубоком океане, в пресной воде или в соленой. Эти данные они получили из анализа геологии горных пород, в которых были «замурованы» окаменелости, а также самих ископаемых беспозвоночных.

Затем исследователи использовали математические расчеты для прогнозирования мест обитания самых древних позвоночных, заполняя пробелы в генеалогическом древе рыб. В результате команда обнаружила, что первые позвоночные предпочитали прибрежные воды океана рекам, озерам и даже более глубоким океаническим водам, богатым на коралловые рифы.

Исследователи говорят, что существа не покидали мелководье около 100 миллионов лет, эволюционируя и развиваясь. Постепенно они приобрели разные черты для того, чтобы в конечном итоге занять разные экологические ниши. Некоторые рыбы получили гладкие, изящные тела, способные быстро плавать в более глубоких водах. У других были более сильные тела, с более прочной «броней» - такие оставались близко к берегу или перемещались в реки или озера.

[Фото: Science News]