Сегодня, 7 ноября, в Президентском зале Российской академии наук в преддверии 300-летнего юбилея РАН состоялось первое торжественное заседание четырех президиумов. Члены президиумов Российской академии наук, Российской академии художеств, Российской академии образования и Российской академии архитектуры встретились и подписали план совместных мероприятий на 2024 г. — юбилейный для академии наук.

На повестке заседания — выступления глав четырех академий. С приветственным словом выступил президент РАН академик Геннадий Красников. Он отметил, что впервые все члены президиумов четырех государственных академий собрались вместе, поэтому мероприятие станет важным шагом к дальнейшему плодотворному взаимодействию между академиями.

Г.Я. Красников напомнил, что основанная в 1724 г. Петром I академия наук создавалась как научная опора государства, этому принципу она следует до сих пор. «Уже с первых дней своего существования академия включилась в решение проблем, возникавших перед нашей страной, взяв курс на реформы и развитие России как мощного с точки зрения экономики и технологий государства», — подчеркнул глава РАН. 

Оплотом стабильности академии стал принцип открытости науки, свободного обсуждения научных результатов, которого члены РАН придерживаются и по сей день, а также сильные научные школы, забота о кадровом потенциале и сохранение преемственности традиций. «Традиции преемственности пронизывают всю 300-летнюю историю академии наук. Причем их подкрепляют еще и традиции выборов в члены академии. Академики царской России в свое время выбирали академиков России советской. А члены Академии наук СССР точно так же, путем тайного голосования сформировали состав Российской академии наук на современном этапе», — рассказал Г.Я. Красников.

Президент РАН академик Геннадий Красников. Источник: Юлия Матросова / Пресс-служба РАН

Президент РАН академик Геннадий Красников. 

Источник: Юлия Матросова / Пресс-служба РАН

 

По словам Геннадия Яковлевича, Российская академия наук становится сегодня главным стратегическим интеллектуальным штабом государства по формированию фундаментальных и поисковых исследований. В частности, занимается экспертизой проектов государственных решений, проводит экспертизу дорожных карт по государственным высокотехнологичным проектам, формирует научно-методическое руководство над всеми научными учреждениями, вузами страны и т.д.

Важные направления работы РАН — развитие исследовательской аспирантуры, базовых кафедр в вузах, передовых инженерных школ и укрепление региональных отделений. Так, 17 мая этого года вышло Постановление правительства о создании Санкт-Петербургского отделения РАН.

На заседании также выступила президент Российской академии образования Ольга Васильева. Она подчеркнула огромную роль наук об образовании в достижении интеллектуального и технологического суверенитета страны.  «Воспитание будущих поколений, которые растут в цифровом мире, ставит перед учеными новые вызовы, на которые можно ответить только вместе. И ключевым фактором успеха, прежде всего, являются кадры высшей квалификации — учителя для учителей», — отметила глава РАО. 

Президент Российской академии образования Ольга Васильева. Источник: Юлия Матросова / Пресс-служба РАН

Президент Российской академии образования Ольга Васильева. 

Источник: Юлия Матросова / Пресс-служба РАН

 

Ольга Васильева напомнила, что 80 лет назад, 6 октября 1943 г. Совнаркомом СССР была организована Академия педагогических наук РСФСР, преемницей которой стала Российская академия образования. Тогда в ее обязанности вменялась научная разработка вопросов педагогики, психологии, школьной гигиены и методов преподавания дисциплин в начальной и средней школе, а также подготовка научно-педагогических кадров. «В 1943 г. стоял четкий государственный запрос — подготовка образованных людей, высших квалификационных педагогических кадров во всех видах деятельности, потому что перед страной к осени 1943 г. стоял атомный проект, будущий космический, и проект восстановления народного хозяйства», — подчеркнула О.Ю. Васильева. 

По словам главы РАО, сегодня перед академией стоят те же задачи по подготовке научно-педагогических кадров, но на новых научно-технологических, геополитических и мировоззренческих условиях. «Наша задача — вернуть и развить возможности РАО по координации научных исследований в сфере науки и образования, по углубленной подготовке научных кадров». — сказала Ольга Юрьевна.

Сегодня РАО смогла восстановить аспирантуру и докторантуру при академии — это 14 научно-исследовательских центров — и создать совет РАО по развитию исследований диссертационных работ в области науки и образования. Согласно результатам исследования, с 2011 по 2020 г. из 9 тыс. диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания» защищены всего 1934 работы.

«Анализ показал, что за десять лет на первом месте стояли работы, так или иначе связанные с иностранными языками. Практически не защищались диссертации по темам воспитания, взаимодействия семьи и школы. Предметы, которые формируют личность, имеют самое малое количество исследований. Получается, по направлениям, которые сегодня так важны, самый большой провал», — рассказала президент РАО. 

Ольга Васильева заключила, что в России сложилась сложная ситуация с нехваткой квалифицированных педагогов, кандидатов и докторов наук. Поэтому члены РАО разработали методические рекомендации «Применение критериев доказательности диссертационных исследований в области наук об образовании» для повышения научного уровня диссертационных исследований в области наук об образовании.

О том, как последние три века развивалась и влияла на мировое градостроительство архитектурная мысль в России, и, в частности, о заслугах деятелей академии архитектуры и строительных наук, рассказал президент Российской академии архитектуры и строительных наук Дмитрий Швидковский.

Президент Российской академии архитектуры и строительных наук Дмитрий Швидковский. Источник: Юлия Матросова / Пресс-служба РАН

Президент Российской академии архитектуры и строительных наук Дмитрий Швидковский. 

Источник: Юлия Матросова / Пресс-служба РАН

 

«История формирования жизненной среды, пространства России насчитывает много сотен лет, но последние три века развивается ее академическая, научная и образовательная составляющие. Успехи наши были огромными, но о них мы редко говорим с должной оценкой. В XX в. образ современного мира на всей планете основывался на представлениях о преобразовании пространства, основанных и разработанных в нашей стране», — отметил академик.

Д.О. Швидковский провел экскурс в российское градостроение, начиная с эпохи Петра Великого, советской архитектуры, заканчивая достижениями современного зодчества под эгидой РААСН.

Например, особую роль академия архитектуры сыграла в восстановлении разрушенных городов после Великой отечественной войны. Важной темой для членов РААСН также была архитектура науки, где особые заслуги принадлежат академику РААСН Юрию Платонову, включая создание комплекса Российской академии наук. 

Членами РААСН, прежде всего школой академика Андрея Иконникова в 1960–2000 гг. созданы современная теория архитектуры, общая теория формы, пространства, стиля. А школой Селима Хан-Магомедова спасено наследие архитектуры русского авангарда — переведены и опубликованы тысячи проектов. 

«Сегодня, когда на основании решений правительства РФ начинается еще одно исторически масштабированное преобразование пространства развития нашей страны, 300-летний опыт участия в процессах академической науки, утверждение лидирующий роли академического мышления в определении развития реальной ткани и духовных образов страны представляется необходимым единственно верным путем к достижению национальных целей общих усилий государственных академий во главе с Российской академией наук», — заключил президент РААСН Дмитрий Швидковский.

О соприкосновении искусства, науки и образования от имени президента Российской академии художеств Зураба Церетели рассказала вице-президент РАХ Татьяна Кочемасова.

«300-летие Российской академии наук — уникальное по своей значимости событие, которое побуждает нас обратиться к истории России, вспомнить о выдающихся личностях и их роли в становлении отечественной науки и искусства», — обратилась к слушателям Т.А. Кочемасова.

Вице-президент Российской академии художеств Татьяна Кочемасова. Источник: Юлия Матросова / Пресс-служба РАН

Вице-президент Российской академии художеств Татьяна Кочемасова. 

Источник: Юлия Матросова / Пресс-служба РАН

 

Доклад З.К. Церетели охватил многовековую историю академии художеств, в том числе ее видных деятелей А.К. Нартова, М.В. Ломоносова, И.И. Шувалова, и продемонстрировал примеры совместной работы ученых и художников, например, монумент Победы на Поклонной горе Зураба Константиновича, созданный в рамках сотрудничества с Центральным аэрогидродинамическим институтом им. Н.Е. Жуковского.

«Как бы ни менялись технологии, наука и искусство — это пути познания, то, без чего человек не может. А замечательный юбилей позволит ярко обозначить моменты сотрудничества со всеми академиями», — добавил Г.Я. Красников.

Завершилось заседание подписанием соглашений о сотрудничестве четырех государственных академий. Стороны утвердили план совместных мероприятий, приуроченных к 300-летию РАН — выставок, совместных заседаний и конференций. 

Церемония подписания соглашений о сотрудничестве четырех государственных академий. Источник: Юлия Матросова / Пресс-служба РАН

Церемония подписания соглашений о сотрудничестве четырех государственных академий. 

Источник: Юлия Матросова / Пресс-служба РАН

 

Фото на превью и на главной странице сайта: Юлия Матросова / Пресс-служба РАН.

Фото на странице: Юлия Матросова / Пресс-служба РАН, Марианна Еркнапешян / «Научная Россия».