С 1 по 3 декабря 2022 на федеральной территории «Сириус» проходит Конгресс молодых ученых — ключевое ежегодное событие Десятилетия науки и технологий в России. 2 декабря прошла сессия «Лекарства XXI века». На мероприятии обсуждались приоритеты и направления научно-технического развития страны.

Автор фото: Алексей Никольский. Источник: РИА Новости Медиабанк

В дискуссии приняли участие профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ Андрей Головин, директор Научно-исследовательского института системной биологии и медицины Роспотребнадзора Вадим Говорун, руководитель группы научного центра трансляционной медицины направления «Биотехнология» Университета «Сириус» Андрей Замятнин, руководитель направления генной терапии Научно-технологического университета «Сириус» Александр Карабельский, вице-президент по внедрению новых медицинских технологий АО «Генериум» Дмитрий Кудлай.

Модератором сессии выступил Роман Иванов, проректор по научно-технологическому развитию Научно-технологического университета «Сириус».

Участники поговорили о том, сможет ли математика заменить биологию в разработке препаратов будущего, каковы последние тренды и перспективы в области таргетной доставки лекарственных препаратов, что сможет генная терапия в ближайшем будущем, на что ориентироваться молодым ученым и как выстраивать взаимодействие с индустрией производства лекарственных препаратов.

Профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ Андрей Головин: «Разработка лекарств - дорогостоящее предприятие, основная стоимость которого исходит из клинических исследований. Очень важно на этапе поиска прототипа лекарства найти оптимальное органическое соединение для его дальнейшей разработки. На сегодняшний день получено около 15 млн различных соединений, и самый популярный способ найти прототип лекарства - искать среди них. Для большинства известных на сегодня терапевтических мишеней такой поиск произведен.

Однако химическое разнообразие гораздо больше, и многое из этого разнообразия доступно для органического синтеза. В целом, для терапевтически применимых соединений химическое разнообразие оценивается как 10^23. Такое количество соединений невозможно исследовать перебором.

Сегодня, когда методы искусственного интеллекта так активно входят в повседневную жизнь, появляются новые подходы к исследованию химического разнообразия для поиска прототипов лекарств. Таким образом, сегодня разработка лекарств переходит от комбинаторного перебора к генеративным моделям. Мало того, генеративные модели используются и в области дизайна белков, хотя комбинаторное пространство последовательностей гораздо больше химического разнообразия. Именно поэтому в скором будущем можно ожидать появления новых высокотехнологичных лекарств на основе белков и новых органических соединений».

Организаторы Конгресса: Минобрнауки России, Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах и Фонд Росконгресс

Оператор ДНТ: АНО «Национальные приоритеты».

Запись трансляции доступна по ссылке.

Информация и фото предоставлены пресс-службой МГУ