Биологи из США и Канады доказали, что экстравагантный брачный танец пауков-волков (Schizocosa ocreata) делает их легкой добычей для птиц и других хищников, сообщает пресс-служба Университета Цинциннати (США). Результаты исследования опубликованы в журнале Behavioural Processes.

Ученые записали на видео пауков-самцов, когда они ухаживают за самками, просто передвигаются и не двигаются совсем – все на одном и том же фоне. Затем они обучили колонию голубых соек, в рацион которых выходят пауки, «клевать» по кнопкам, указывая тем самым, заметили ли они пауков на видеоэкране. Изображение показывали птицам на плоском экране, который лежал на земле.

У сойки были проблемы с поиском пауков, которые оставались неподвижными на видео. Это подтвердило ценность такого метода против хищников, как «заморозка». Наоборот, птицам проще было вычислить пауков, которые передвигались на видео. И совсем просто им было найти самцов пауков, проявлявших ритуальное брачное поведение.

Как отмечают авторы работы, самки пауков оставляют за собой след из феромонов в своей паутине, когда они трутся брюшком о землю. Эти вещества привлекают самцов – и когда те попадают в поле видимости дамы, они подпрыгивают и барабанят конечностями по опавшим листьям, создавая вибрации, которые могут перемещаться на значительное расстояние от лапок потенциальных партнеров. Самцы также машут своими пушистыми передними лапками в воздухе, как будто дирижируя невидимым оркестром.

У самцов пауков вида Schizocosa ocreata особенно пушистые передние лапы, которые выглядят как черные шерстяные гетры. По словам Джорджа Уэца (George Uetz), биолога из Университета штата Цинциннати, сочетание густого меха и энергичных танцев является показателем того, что самец здоров.

Если естественный отбор означает, что наиболее энергично ухаживающие пауки, скорее всего, будут съедены, почему это поведение сохраняется на протяжении поколений? Разве не выживут более «скромные» пауки, которые передадут свои гены потомкам?

Как отмечает Триша Руби (Tricia Rubi) из Университета Виктории (Канада), объяснение кроется в другой избирательной силе: «Естественный отбор – это отбор на выживание, который приведет к появлению пауков, менее заметных для хищников. Но сексуальный отбор регулируется самками. Они выбирают более видных самцов». В генетическом плане пригодность измеряется количеством произведенного здорового потомства, поэтому стратегия, которая предполагает минимум риска, является хорошей для отдельной особи, но она совершенно не жизнеспособна для целого вида.

[Фото: Andrew Higley/UC Creative Services]