Ученые из Лаборатории клеточных и геномных технологий растений Ботанического сада ЮФУ изучили генетическое разнообразие «краснокнижных» растений и возможности их дальнейшего сохранения не только в природных, но и в лабораторных условиях

Сохранение генетического разнообразия видов живых организмов – актуальная проблема в биологии. Особое внимание ученые уделяют сбережению генофонда редких и исчезающих растений. Так в Южном федеральном университете прошла генетическая паспортизация пяти «краснокнижных» видов рода катран: катран сердцелистный, катран морской, катран перистый, катран Стевена и катран татарский. Маркирование проводилось с помощью межмикросателлитного анализа (ISSR-маркеры).

«Для многих видов, сортов, штаммов живых организмов, также необходимы паспорта, как и для человека. Генетическая паспортизация растений необходима для видовой идентификации. Практическая значимость заключается в том, что можно идентифицировать растение лишь по небольшому фрагменту ткани. Данные можно использовать, например, как при защите авторских прав по сельскохозяйственным сортам, так и при судебной экспертизе по незаконным вырубкам. Например, если имеется база данных с генетическими характеристиками (паспортами) растений, то при обнаружении фрагмента растения, можно будет точно определить его видовую принадлежность», – пояснил заведующий лабораторией Василий Чохели.

Параллельно с критическим анализом ученые планируют провести изучение популяционной структуры, что поможет определить смену генетики катрана среди различных популяций, а затем сохранить и приумножить растения в лабораторных условиях:

«Если при изучении генетической изменчивости окажется, что несколько популяций имеют различную генетическую структуру, связанную с отсутствием генного потока между популяциями из-за различных факторов изоляции, то сохранять необходимо все отличающиеся популяции. Ведь, по сути, микроэволюция в разнородных популяциях впоследствии может дать новые подвиды с вытекающим видообразованием», – резюмировал Василий Чохели.

Источник: ЮФУ