Теоретическая часть фигур высшего пилотажа появилась за двадцать лет до выполнения первой «мертвой петли». Интересно, что эта работа была выполнена еще до создания и первого самолета. 3 ноября 1891 года русский ученый Николай Егорович Жуковский на заседании Московского математического общества выступил с докладом «О парении птиц», который лег в основу изучения аэродинамики. Исследуя скольжение парящей птицы, Николай Жуковский доказал возможность выполнения в воздухе «мертвой петли»: используя свой опыт и работы предшественников, ученый в конце XIX века заложил теорию авиации будущего.

Сам Николай Жуковский родился в деревне Орехово под Владимиром в 1847 году. В 1864 окончил гимназию и поступил на физико-математический факультет Московского университета. Преподавал физику во 2-й Московской женской гимназии, а также математику и механику в Московском высшем техническом училище.

Работы Жуковского в области аэродинамики стали источником основных идей, на которых строится авиационная наука. Для дальнейших исследований в 1895 году ученый приобрел один из планеров у пионера авиации Отто Лилиенталя. После доклада «О парении птиц» Николай Жуковский разработал экономичные способы горизонтального полёта в работе «О крылатых пропеллерах». Позже сформулировал теорему, которая дает количественную величину подъёмной силы крыла самолёта, определил профили крыльев и лопастей винта самолета. Связав большую часть жизни с авиационными исследованиями, Николай Жуковский только раз поднимался в воздух – на всемирной выставке в Париже он невысоко поднялся на воздушном шаре, где ему стало плохо.

Теоретические изыскания превратились в практику еще при жизни Николая Жуковского. «Мертвую петлю» еще называют «петлей Нестерова», по фамилии пилота, который впервые решился выполнить эту фигуру высшего пилотажа. В 1913 году летчик Петр Нестеров, взлетев в Киеве над Сырецким полем на самолёте «Ньюпор—4», впервые в мире выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Этот день стал началом истории высшего пилотажа.

До опыта Петра Нестерова горизонтальные развороты в воздухе выполняли без крена. Нестеров первым начал использовать подъёмную силу крыла для манёвра и в горизонтальной, и в вертикальной плоскостях. По информации, которая дошла до нашего времени, Нестеров настолько доверял расчётам, что не стал пристегиваться – действительно, центробежная сила не дала пилоту выпасть из самолета в высшей точке петли.

Через шесть дней после русского пилота, фигуру высшего пилотажа выполнил француз Адольф Пегу.

 

По материалам из открытых источников

Источник фото: sandermeertinsphotography / 123rf.com