Российская наука понесла тяжелую утрату. Ушел из жизни Игорь Дмитриевич Спасский, академик Российской академии наук, легендарный конструктор атомных подводных лодок, на протяжении многих лет возглавлявший Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин».
О таких, как он, говорят «человек-эпоха». И дело не столько в количестве прожитых лет, а Игорю Дмитриевичу было отмерено 98, сколько в масштабе сделанного. На протяжении всей своей долгой жизни академик Спасский создавал новые поколения подводных лодок, укрепляя военно-стратегический потенциал Родины. Благодаря своему незаурядному таланту ученого, конструктора и организатора и огромному авторитету он прокладывал курс развития отечественного судостроения. И.Д. Спасский внес неоценимый вклад не только в военное, но и в гражданское судостроение. Под его научным руководством создавались уникальные морские сооружения для освоения шельфовых месторождений «Приразломное», «Сахалин-1» и «Сахалин-2», «Штокмановское»…
Особая заслуга Спасского-управленца — сохранение боеспособного коллектива ЦКБ «Рубин» в тот период, когда далеко не всем отраслевым учреждениям удалось совладать с непредсказуемой рыночной стихией. Об этом говорит его соратник, директор ЦНИИ «Электроприбор», Герой Труда Российской Федерации академик РАН В.Г. Пешехонов:
— Я знал Игоря Дмитриевича больше 50 лет и могу сказать, что это был безусловный лидер, способный принимать смелые и глубокие решения в ситуациях, когда от него очень многое зависело. Скажем, в 1990-е гг., когда «зашатались» многие отрасли, в том числе судостроение, именно он предложил новые технические решения, которые привели к тому, что наши дизель-электрические лодки стали хорошо продаваться, и тем самым спас не только свою фирму, но и многие другие организации, обеспечив их заказами. В частности, наш институт чрезвычайно благодарен Игорю Дмитриевичу, поскольку именно он инициировал подключение нас к развитию новых направлений в приборной технике, что способствовало созданию многопрофильной организации с хорошими перспективами.
Опыт проектирования подводных лодок И.Д. Спасский обобщил в более чем 100 научных работах, включая статьи в российских и зарубежных журналах. Академик — автор книги «Пять красок времени. К 100-летию профессионального проектирования подводных лодок в России» (2001), научный руководитель пятитомного сборника «История отечественного кораблестроения» (1994). Он принимал непосредственное участие в жизни академии как член Межведомственного научного совета по судостроению РАН и научного совета по волновым процессам РАН.
И.Д. Спасский был настоящим патриотом города на Неве, предлагал и реализовывал различные проекты как его инновационного развития, так и сохранения исторического наследия. Еще в 2002 г. он был избран Почетным гражданином Санкт-Петербурга. Среди других его почетных званий — Герой Российской Федерации, Герой Социалистического Труда. Он лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РФ, кавалер двух орденов Ленина, ордена Октябрьской Революции, двух орденов Трудового Красного Знамени и многих других наград, среди которых особое место занимает золотая медаль им. А.П. Александрова РАН за основополагающий вклад в развитие атомного флота России.
— Деятельность Игоря Дмитриевича не ограничивалась военно-морской тематикой. Он активно поддерживал начинания в сфере отечественной культуры, образования, искусства, занимался благотворительной деятельностью, — отмечает генеральный директор ОАО ЦКБ МТ «Рубин» И.В. Вильнит.
Наследие И.Д. Спасского — не только построенные по его проектам корабли и морские сооружения, но, что не менее важно, школа ученых и конструкторов, которые сегодня продолжают его дело и на его примере воспитывают своих учеников. Поистине большому кораблю большое и долгое плавание.
Портал «Научная Россия» скорбит в связи с кончиной выдающегося ученого и выражает соболезнование его родным и коллегам. Предлагаем читателям портала узнать чуть больше о работе Игоря Дмитриевича из выпуска программы «Очевидное — невероятное», участником которой он был.
Источник информации: Президиум СПбО РАН
Источник фото на странице: из архива ЦКБ МТ «Рубин»