Ученые и студенты ГГФ ТГУ месяц вели раскопки в Новосибирской области на одном из крупнейших захоронений мамонтов в Евразии. В урочище Волчья Грива остатки этих древних животных встречаются в большом количестве. Но на этот раз исследователи наткнулись на такой глубокий костеносный уровень, о существовании которого никто не подозревал. На глубине примерно от 1,7 до 2,1 метра палеонтологи обнаружили кости детенышей и взрослых мамонтов, которые были значительно крупнее, чем их более молодые (в геологическом плане) родственники.

– Первоначально мы вскрыли два костеносных уровня – это типично для Волчьей Гривы – нашли много интересных экземпляров, и казалось, что там больше ничего уже нет, – рассказывает руководитель лаборатории экосистем мезозоя и кайнозоя Сергей Лещинский. – Через неделю собирались отправиться домой, но по негласным правилам необходимо проверить подстилающие отложения минимум на два штыка лопаты. Вскрыли в одном месте, в другом и поняли, что еще 10 дней раскопок нам обеспечено. 577A9435.jpg

Начав углубляться, палеонтологи обнаружили костеносные отложения с такой высокой численностью остатков, которая ни на Волчьей Гриве, ни в каком-нибудь другом мамонтовом местонахождении России не упоминается. Концентрация на один квадратный метр, при толщине отложений до полуметра, местами превышала 100 находок – позвонки, ребра, кости конечностей и т.д.

По словам ученого, остатки шерстистых мамонтов, найденные на столь глубоком для Волчьей Гривы уровне, отличаются очень хорошей сохранностью. Они были захоронены под слоем глины и песка, в небольшой промоине спустя несколько лет после смерти животных. Важно отметить, что обнаружено относительно много анатомических сочленений, которые помогут палеонтологам получить больше информации о месте и причинах гибели найденных ими особей, а также определить их возраст, размеры и т.д.

Палеонтологи предполагают, что кости самого нижнего уровня принадлежат животным, которые приходили на Волчью Гриву за несколько тысяч лет до тех мамонтов, остатки которых разные ученые находили начиная с 1960-х годов, то есть с момента обнаружения «кладбища» мегафауны.

– Среди самых крупных фрагментов – бедро длиной почти 1 метр 15 сантиметров, – говорит Сергей Лещинский. – Вероятно, оно принадлежало самцу мамонта возрастом 45–50 лет, вес которого составлял 5–6 тонн или даже больше, а высота с учетом мягких тканей превышала три метра. Его остатки, возможно, пролежали в толще пород 20–25 или даже 30 тысячелетий. Точнее можно определить при помощи радиоуглеродного анализа, на который мы планируем отправить часть находок.

По словам ученых, большая разница в размерах между мамонтами из нижнего и более высоких уровней объясняется тем, что на заключительном отрезке периода своего существования этот вид животных испытывал мощное давление неблагоприятных факторов среды обитания. Судя по тому, что на многих остатках поздних мамонтов присутствуют признаки остеодистрофии, животные страдали от минерального голодания. Именно это приводило их на зверовые солонцы, подобные Волчьей Гриве, где спустя десятки тысячелетий палеонтологи ТГУ нашли остатки самых крупных млекопитающих планеты.

На Волчьей Гриве ученые и студенты выявили не только остатки мамонтов (минимум восемь особей). Из 785 обнаруженных находок некоторые зубы и кости принадлежат бизону, лошади, хищникам (вероятно, лисе или песцу) и грызунам. По мнению исследователей, это лишь малая часть того, что скрывает Волчья Грива. На самом же деле в месте, которое было для мамонтов минеральным оазисом, под земной поверхностью могут находиться еще остатки сотен или даже тысяч особей.

Видео здесь