Ученые из Музея естественной истории им. Филда (США) искали в окаменелых костях центрозавра сохранившийся коллаген – белок в хрящах, костях, коже, – но вместо него обнаружили колонии современных бактерий. 30% бактерий связаны с родом Euzebya, передает EurekAlert! со ссылкой на музей. Результаты исследования появились в журнале eLife.

«Это очень необычное сообщество, – говорит ведущий автор исследования Эван Сайтта (Evan Saitta), научный сотрудник музея. – Тридцать процентов последовательностей связаны с Euzebya, о котором сообщают только из таких мест, как этрусские гробницы и кожура морских огурцов, насколько мне известно».

Сайтта и его коллеги точно не знают, почему именно эти микробы поселились в костях динозавров, но они не удивлены, что бактерии попали в окаменелости. Ископаемые кости содержат фосфор и железо, а микроорганизмы нуждаются в них в качестве питательных веществ. Еще один плюс: кости пористые – они поглощают влагу. «Если бы вы были бактерией, живущей в земле, вы, вероятно, хотели бы жить в кости динозавра», – считает ученый.

Исследователи полагают, что современные бактерии и их большие колонии – биопленки – являются тем, что другие ученые могли принять за мягкие ткани динозавров, сохранившиеся до наших дней.

Окаменелые останки центрозавра, ставшие «домом» для микроорганизмов, хранились в земле около 75 миллионов лет. Они были найдены в провинциальном парке динозавров в канадской провинции Альберта. Ученые собирали кости в максимально стерильных условиях, чтобы новые белки или бактерии не попали в окаменелости и не исказили результаты.

[Иллюстрация: NOBU TAMURA. Фото: Evan Saitta, Field Museum]