Максим Никитин. Источник: пресс-служба университета «Сириус»

Исследователь Научно-технологического университета «Сириус» и Московского физико-технического института Максим Петрович Никитин экспериментально доказал важность коротких ДНК в работе гена. До сих пор их роль была недооценена. Это открытие, переворачивающее прежние взгляды на работу генов, опубликовано во всемирно признанном журнале Nature Chemistry.

В середине XX в. ученые Д. Уотсон и Ф. Крик открыли, что молекула ДНК представляет собой двойную спираль, состоящую из двух цепей дезоксирибозофосфата, соединенных парами оснований аналогично ступенькам лестницы (аденин-тимин, гуанин-цитозин). Долгое время ученые всего мира считали это «разгадкой тайны жизни». Но М.П. Никитин доказал, что любая неструктурированная одноцепочечная ДНК может специфично регулировать экспрессию заданного гена безотносительно их комплементарности. Т.е. ДНК  может хранить и передавать информацию даже если молекулы имеют низкое «сродство» друг к другу. Это явление он назвал «молекулярной коммутацией».

Исследование М.П. Никитина в перспективе позволит понять природу самых разнообразных процессов в организме, начиная от механизмов старения до понимания вопросов возникновения жизни на Земле и ее эволюции. А также благодаря этому исследованию генетики становятся близки к тому, чтобы улучшить специфичность генной терапии и повысить безопасность ДНК\РНК-вакцин.

Материал подготовлен на основе информации Российской газеты и сюжета на Первом канале.