Открыт новый тип вулканического пепла в виде крошечных пузырьков

Ученые определили новый тип вулканического пепла, который был «оставлен» вулканом, разразившимся на территории современного штата Орегон (США) примерно семь миллионов лет назад. Кусочки пепла в форме пузырьков – не больше одного миллиметра в диаметре – помогут ученым больше узнать об извержении вулканов.

Частицы пепла похожи на воздушные пузырьки, которые возникают в хлебной корочке, в честь которых они и получили свое название – bread-crust bubbles. Такие интересные структуры с чешуйчатой поверхностью образуются, когда газ внутри пузырьков лавы расширяется и ломает жесткую поверхность пузырьков.

Исследователи просеивали разные типы вулканического пепла в лаборатории, когда они заметили странные образования. Они рассмотрели частицы пепла через сканирующий электронный микроскоп и увидели их твердую текстуру, свидетельствующую о том, что газовые пузырьки быстро расширялись на поверхности Земли, но не лопались. Анализ текстуры также показал, на какой глубине вулкана в магме возникли пузырьки. В случае образца из Орегона, говорит вулканолог Бен Эндрюс (Ben Andrews) из Смитсоновского института в Вашингтоне, округлый пепел образовался на глубине от 500 до 2000 метров и извергался из вулкана со скоростью примерно от 30 до 80 метров в секунду.

На какой глубине магма «выжидает» подходящий момент, прежде чем вылиться из жерла вулкана, и как быстро происходит извержение – эта информация дает исследователям представление о том, как прогнозировать будущие извержения, отмечают учены из США. Сейчас они сотрудничают с другой группой исследователей, чтобы изучить похожие пузырьки пепла, собранных из вулкана Лагуна Мауле в Чили.

Результаты исследования опубликованы в журнале Geological Society of America Meeting.

[Фото: Science News]